река - это граница. это вода, непрозрачная и глубокая, но это и мокрый песок, и камни речного дна, и речные травы, водоросли, тина, которые тянет течение. граница между землёй и водой. я понимаю, почему многие поколения людей, живущих рядом с реками, считали их границами между миром живых и мёртвых тоже. и вовсе не только потому что там легко было утонуть.
у меня весь вечер не получается сформулировать то, что я знаю и понимаю про реки. поэтому я лучше запишу историю, после которой я это не просто знаю. всё равно более точных слов не придумывается.
на крипоту не тянет, не боятьсякогда мне было лет 14, ближайшая река была в нескольких километрах от места, где мы жили тёплую часть года. мы ходили и ездили на велосипедах туда купаться в жару - чаще всего к месту, где была старая разрушенная ГЭС. это было важно, потому что там река была глубже, чем много где вокруг: от старой плотины осталось возвышение, пересекающее реку поперёк, из полусгнившего дерева, заросшего травой, и вода переливалась через него небольшим водопадом. за годы вода сотворила на участке сразу за ним глубину в сколько-то метров. кто-то говорил - 3, кто-то - 6, кто-то утверждал, что гораздо, гораздо глубже. понятно, почему.
у нас, подросших и осмелевших, было развлечение - измерять глубину. это делается так: заплываешь в ту часть реки, которая достаточно глубока, но ещё не настолько, чтобы тебя напугать. одной рукой зажимаешь нос, вторую вытягиваешь вверх, и ныряешь вертикально, чтобы достать ногами до дна. задача тех, кто наблюдает - смотреть, как глубоко уйдёт твоя ладонь под воду. жульничать довольно сложно, не почётно, да и вода зеленоватая, но не настолько, чтобы не различить того, кто пытается менять позу на первых полутора метрах. ну, и выныривать головой вперёд всё-таки проще и быстрее, чем разворачиваться. задача следующего - заплыть дальше и намерить большую глубину.
у мальчишек (так сложилось, что девчонок среди нас почти не было) хорошо получалось заныривать туда, где ладонь уходила под воду не меньше, чем на метр-полтора, то есть почти переставала быть различимой. когда большая часть отныряли своё и довольные повыплывали туда, где знакомо, мне тоже стало интересно. но момент нырять ногами в то, чего я не вижу и не знаю, мне здорово не нравился - особенно в реке. не только потому что водоросли, неизвестные твари и прочее, но и потому, что вообще-то там запросто можно было словить кусок древней ржавой арматуры или что угодно ещё. ГЭС не использовалась очень давно, но разрушали её, судя по последствиям, старательно. я махнул рукой на ушлёпков, которые не морочатся такими очевидными вопросами, и поплыл глубже, ближе к остаткам плотины. но - заявил я, как самый умный - нырять туда ногами я не хочу. я сперва нырну туда головой и посмотрю, что там. и если на дне всё ок, то не вопрос, замерю хоть 10 метров. (я промолчу про разумность этого решения - преимущество было в том, что я был почти единственным, кто привык нырять с открытыми глазами и что-то различать на дне в принципе.)
ок. мужик сказал - мужик сделал. я набрал воздуха, закрыл нос и нырнул, как привык - головой вниз, оттолкнувшись ногами, открыл под водой глаза и поплыл вниз. первые метры вода вокруг тебя мутная и болотно-зеленоватая, сквозь неё проходит солнце и греет. потом вода становится холоднее и начинает темнеть - быстро, очень быстро, а когда не смотришь по сторонам, а только вниз, кажется, что плывёшь в абсолютную густую темноту, из неё только иногда поднимаются пузыри и новая муть. ничего другого я там не видел, то есть, скорее всего, до дна было ещё плыть. а потом мне стало не хватать воздуха, и я решил, что ок - посмотрел, пора выныривать. перевернулся и глянул вверх, чтобы определить направление. знаете, что такое надрыв шаблона? вокруг меня было темно до черноты. только в верхней части - темнота переходила в тёмно-зелёное, а посреди всего этого болтался мелкий, похожий на звезду вечером на небе, зелёный огонёк. солнце.
я поплыл вверх, как бешеная белка, конечно. причём на последних запасах воздуха, как мне казалось, потому что чувство, когда у тебя в крови пляшет углекислый газ, а поверхность вот уже должна быть, но секунда за секундой - всё ещё нет, очень неприятное. я не помню последних метров, потому что закрыл глаза и выгребался уже вслепую, и снова начал соображать, только когда всплыл. отдышался, успокоил занервничавших ушлёпков, потом всё-таки померил для них глубину и восстановил честь - в конце концов, я убедился, что на ближайшие метра 3 точно ни во что не влезу ногами, почему бы нет.
моего запаса лёгких, когда я ныряю, хватает обычно метров на 10. этот момент с тех пор не особо изменился, по-моему. плюс, там я всё-таки плыл вниз, и мне это казалось легче, чем держать направление и скорость, когда плывёшь горизонтально. когда у меня кончился воздух, дна не было и в помине. ногами, которыми я хлестнул ещё глубже, разворачиваясь, я не достал ни до чего тоже. я до сих пор не знаю, как глубоко там на самом деле.
иногда эта вода и зелёное мелкое солнце снятся мне.
заметки по темпористике. 3-Вечность, много букв имхи вечность в болевом аспекте - это процесс. непрекращающийся, постоянный, часто довольно болезненный и ресурсозатратный, практически без гарантий хоть какого-то результата. и процесс крайне ценный при этом. этот процесс всегда крутится вокруг смысла. я знаю две его формы. одна - это процесс поиска смысла, предназначения, функции, того, для чего был сделан именно ты, того, что останется, если содрать с тебя всё наносное, если поставить перед лицом твоей персональной вечности (у кого-то там бог, у кого-то судьба или мироздание, у кого-то - что угодно ещё, не персонифицированное - важно, что оно есть и было всегда, вне остальных 3 временных категорий). вторая - процесс проверки, твоего смысла - на прочность и истинность, а тебя - на соответствие ему, на то, не потерял ли ты всё ещё ту дорогу, которая по-настоящему твоя. чёткая граница между этими формами не всегда существует.
почти любой человек время от времени сталкивается с этими процессами. по ходу взросления, например, в периоды жизненных кризисов или под воздействием сильной встряски, которая рвёт картину мира. процесс очень хорошо опознаётся по тому, что пафосные глобальные вопросы типа "в чём мой путь и предназначение? что за смысл в том, что я делаю? я его вообще нашёл? я его ещё не потерял, не свернул мимо? тогда почему же?.." - становятся офигенно важными. иногда важнее вопросов, где взять денег до зарплаты, как откосить от армии и почему он не звонит. это нормальный список вопросов, чтобы задуматься, определиться и спокойно дальше. так вот, внутри у носителя 3В эти вопросы звучат всегда. если повезёт, плюс-минус с перерывами - особенно если носитель прокачан до второй формы, и мучительно сомневается не в наличии своего смысла на свете, а в своей способности ему следовать и не пролюбить на резком повороте.
снаружи это может выглядеть и как метания в разные стороны и собирание каких-то мало кому понятных смыслов по мало кому понятной системе (в том числе самому носителю, он это делает вообще вслепую, каждый раз боясь ошибиться), и как тотальный, демонстративный игнор, а то и агрессивное обесценивание вопросов личного смысла и своей миссии в мире. иногда одно другому не мешает. так происходит потому, что вопрос это реально болезненный - он важен, 3В-носителю очень трудно понять, как можно жить, не обращая на него внимания. этот вопрос хочется закрыть и обрести в нём уверенность - или найдя этот смысл и вцепившись в него всеми зубами и когтями, или, если уж совсем никак и больше не можешь, изгнав его из своей головы или хотя бы из повседневного существования. заглушив хотя бы на какое-то время голод по смыслу, по контакту с собственной вечностью чем-то ещё. навсегда это сделать не получится, но если постараться, можно сделать хотя бы так, чтобы больной точки в тебе не видели и лишний раз не тревожили. вот как получается то, что в описаниях на сайте называют "обывателем" - существо, панически бегущее от дырки у себя внутри, которая требует ответов на всё те же вопросы. и будет требовать дальше. потому что получить единственный результат и успокоиться, оставив все сомнения... ну, нормальная 3В об этом мечтает. пытается. хочет. и в глубине себя очень боится, что это невозможно. уверенности не будет. будет поиск и проверка. снова и снова. потому что а вдруг всё-таки, и потому что иначе нельзя.
когда голод по третьей обостряется, или когда её вздёргивает во внезапную сторону (например, ВДРУГ стало чётко понятно, как ошибался раньше, как почти потерял верное направление, и в чём на самом деле суть), она может забить даже первую. (в комплекте с 4П, например, это даёт потрясающую способность выбросить в окно всё, что было сделано до этого, и свалить туда, куда сказали высшие силы, вроде бросить учёбу на последнем курсе, сжечь документы и уехать в Африку проповедовать буддизм, обучаясь плести корзинки с нуля). то есть, первая-то всё равно вырулит, куда ей надо, но в момент сработавшего маячка по третьей она не всегда успевает включиться, как по мне. потому что первая просто ценностная, а третья мало того что тоже ценностная, так ещё и конкретно болит. выглядеть это может жутко, бессмысленно и беспощадно, на проверку запросто действительно окажется хаотичными метаниями за призраками, а уж если попытаться обсудить это дело с носителем и усомниться в его функции в этом мире, или в важности для него наличия этой функции... в общем, носителю будет очень больно и обидно, а если у него ещё настоящее в вышестоящих функциях - вам, с большой вероятностью, тоже.
а самое интересное, что это не всегда адский ад.
авторы описаний очень здорово сформулировали важный момент любой третьей функции: болевая - это критерий. это ориентир, чувствительный инструмент, на который ты постоянно оглядываешься и который начинает бить тревогу, почуяв угрозу реализации того аспекта, который на 3 позиции оказался. имея на этом месте психософский аспект вечности, ты не отвертишься от вопросов о том, зачем ты, в чём твой смысл и не отклонился ли ты с той дороги, которая ему соответствует. ответы на них у тебя будут не всегда, и уж тем более не всегда они будут безболезненными. чаще наоборот. но.
меня всегда восхищали люди, у которых есть функция. смысл в мире. миссия. дело, для которого их словно создавали, не подвергаемое сомнению. которые с детства, с юности, с одного решения шли своей дорогой, не сходя с неё. мастера, те, кого можно описать названием их работы, которые её часть. то, что есть в таких людях, это не обязательно талант (некоторые добивались мастерства пахотой и трудом, годами, вопреки очевидному отсутствию предрасположенности), не обязательно любовь к делу (ко многим из них она приходила со временем, или для них вообще не важен вопрос о том, любят ли они то, что делают), не обязательно жёсткое решение (я видел и таких, кто ухитрялся не потерять вот эту свою нитку, даже пытаясь увернуться от неё, но всё равно оно проступало в них снова и снова) - в них было что-то, что связывает эти пункты и делает человека одним целым с его смыслом. я самых любимых персонажей пытаюсь писать именно такими. додать им то, чего всю жизнь не хватало мне. научиться у них тому, как это должно быть. сейчас я думаю, что так для меня выглядит та самая идеальная 1В.
и да, её носители меня реально восхищают, и я считаю их гораздо более цельными, чем я, стоящими ближе к тому, как должно быть. но эти люди свой экзамен выдержали, наверное, ещё до рождения. у них есть ответы на вопросы "в чём смысл того, что я делаю? и не потерял ли я его ещё случайно?" - будто они прошли эту проверку, и могут жить с этим спокойно. с 3В её нужно проходить снова и снова. всегда. потому что это критерий. проверка на сомнение, на страх, на слабость, на чувствительность. на смысл и на способность его реализовать. на этом ты учишься её выдерживать, и учишься не ломаться, когда не выдерживаешь. без гарантий, и без регулярного профита - как повезёт. зато с реальной возможностью, найдя или собрав по клочкам свой дурацкий, выстраданный смысл, сохранить и реализовать его так, как многим и не снилось.
У дьявола прекрасные глаза. Чисто его лицо, длинны ресницы; он прогоняет злые голоса, он позволяет крыльям вновь раскрыться. Он лёгок и улыбчив, и умён, он утешает мертвых и рождённых. Дурного слова не прошепчет он, и на обиду вторит - тихим стоном. Он стойко держит сторону добра, он учится лечить словами раны; он не бежит креста и серебра... Он просто ждёт, когда придут туманы. О, к этим дням пленит его лицо столь многих! Многих столь утешат речи!.. Толпа глупцов - и орды мудрецов его тяжелый трон возьмут на плечи - И понесут, повсюду сея тьму, огонь и смрад, и смерть, и ад кромешный - и вслед с тоской мы поглядим ему, - и он кивнёт нам, нежно и небрежно.
У бога, как всегда, усталый вид. Его лицо изрезали морщины. Он слышит сотни, тысячи молитв ежесекундно: девушки, мужчины, старухи и ребенка-сироты... Все в голове звучат многоголосьем. "Ты сделай так, чтоб не бомбили тыл", " Ты сделай, чтоб весной взошли колосья", "Скажи отцу, пускай придёт домой" — бессменно, бесконечно, безабзацно. Сутулый бог идёт по мостовой. Господь-старик научен огрызаться, когда уже совсем невмоготу, засовывая руки вглубь карманов. Давно презрев мирскую суету, он просто ждёт, когда придут туманы. Глупцы заговорят опять о нём, рассказывая тихо и несмело, а по земле, очищенной огнём, проволокут его больное тело и бросят у открытых райских врат. И голоса утонут в общем гаме. И будет смерть и тьма, огонь и смрад, и головы невинных под ногами, и... он умрет. Умрёт, не зная сам, что мир его тотчас затих и замер. ...и дьявол тихо смотрит на творца прекрасными лазурными глазами.
Это мыло ручной работы, и сделано оно, скажу я вам, с большой любовью! Иноим определенно разбирается в том, что изготавливает под покровом ночи в домашних условиях.
Пограничное личностное расстройство в экзистенциально-феноменологической перспективе.
читать дальшеЕсли мы сфокусируем пограничное расстройство личности (ПРЛ) до одной точки, то можно сказать, что это человек, страдающий от нестабильности своих внутренних импульсов и чувств. Люди с ПРЛ могут испытывать яркие чувства, от любви до ненависти, но особенность в том, что эти чувства возникают только в процессе взаимодействия с другими людьми. И эти импульсы — это способ, которым они устанавливают контакт с миром. Если посмотреть на симптомы ПРЛ, то первый — постоянные отчаянные попытки избежать отвержения, как реального, так и воображаемого. И это центральный симптом. Они не могут выдерживать одиночества. Даже точнее — не одиночества, а оставленности. Они могут быть наедине с собой, но не переносят, когда их кто-то оставляет. Второй симптом вырастает из первого — очень высокая интенсивность и нестабильность личных отношений. Человек с ПРЛ то идеализирует, то обесценивает своего партнера, и это может происходить чуть ли не одновременно. Третий симптом — эти люди не знают, кто они. Их представление о себе тоже очень нестабильно. Они не понимают, что с ними происходит, что для них на самом деле важно. Сегодня может быть одно, а завтра другое. Это такая же нестабильность в отношениях с самими собой, как и с другими людьми. Четвертый симптом — это импульсивность. К ней их подталкивает нестабильность. И особенность этой импульсивности в том, что она вредит им самим. Скажем, они могут устраивать сексуальные эксцессы, или потратить большое кол-во денег. Или они могут злоупотреблять ПАВ. У них могут быть мощные импульсы, тяга к тому, чтобы напиться, а потом — долгие месяцы никакого алкоголя. И зависимость, которая может возникнуть — это часто следствие их РЛ. Булимия — чаще у женщин. Опасное вождение на высокой скорости. Многие из этих импульсов приводят их к опасности. Пятый симптом. Люди с ПРЛ живут настолько близко к грани бытия, что они часто могут совершать попытки суицида. У них есть этот импульс, направленный на себя и им не так уж сложно совершить эту попытку, и они не так уж редко умирают от суицида. Шестой симптом — эмоциональная неустойчивость. Их настроение может меняться очень быстро и очень сильно. То у них депрессия, через час раздражение, через пару часов — тревога. Седьмой симптом — хроническое преследующее их чувство внутренней пустоты. Внутри себя они не чувствуют ничего, испытывая пустоту они постоянно ищут каких-то внешних стимулов, толчков в виде секса, веществ или чего-то еще, что бы их подтолкнуло, чтобы что-то почувствовать. Восьмой симптом — неадекватно сильный гнев, который сложно контролировать. Они часто демонстрируют свой гнев. Для них нет проблемы кому-нибудь врезать, кого-то побить на улице, кто к ним пристает или дотрагивается до них. Девятый симптом — паранойяльные проявления воображения или симптомы диссоциации. Они чувствуют, что другие люди хотят им повредить, контролировать их. Или у них может быть внутренняя диссоциация, они могут испытывать чувства и импульсы, одновременно не осознавая их.
Если посмотреть на эти симптомы, то можно выделить три основных группы. 1. Интенсивность импульсов. 2. Нестабильность. 3. Импульсивность поведения, которое подчинено динамическим импульсам. Все это придает их личности очень большую энергию. И мы видим, что это настоящее страдание. И когда эти люди действуют под влиянием импульсов, это значит, что они не принимают решения о своем поведении, а с ними что-то происходят. Они могут не хотеть вести себя таким образом, но не могут подавить себя или сдержать. Этот импульс настолько силен, что они должны подчиниться ему или взорваться.
А теперь с поверхности мы пойдем в глубину, чтобы понять суть их страдания.
Чего им не хватает, что они ищут? Они ищут себя. Они постоянно ищут себя в себе и не могут найти, они не понимают, что они чувствуют. Их чувства говорят им, что их не существует. Я могу работать думать, общаться, но существую ли на самом деле? Кто я такой? И, конечно, жить в таком состоянии очень трудно. Можно рационально к себе относиться, но из этого внутреннего ощущения сложно жить. Человек хочет выйти из этого состояния внутренней серости и пустоты. Как же он пытается разрешить эту ситуацию? Он стремиться испытать какое-то переживание, которое спасет его от этой пустоты. И в первую очередь это переживание в отношениях. Когда они в отношениях, у них появляется жизнь, они чувствуют, вот теперь-то я существую. Им нужен рядом кто-то, чтобы благодаря этому человеку, у них возникло ощущение самого себя. Но если рядом нет другого, и они находятся с ложной ситуации, им надо почувствовать себя, свое тело. Они могут резать себя ножами или лезвиями. Или они могут тушить сигареты о свою кожу, или прокалывать иголкой. Или пить очень крепкий алкоголь, который жжет изнутри. Совершенно разные способы. Но чувство боли — приносит удовольствие. Потому что когда я испытываю боль, у меня возникает ощущение, что я существую. У меня возникают какие-то отношения с жизнью. И тогда я понимаю — вот он я. Итак, человек с ПРЛ страдает, потому что у него нет представления о себе, потому что он не чувствует себя. У него нет внутренней структуры я, ему постоянно нужен аффективный импульс. Без импульса, он не может выстроить структуру я. И возникает ощущение, что если я не чувствую, то я не живу. А если я не чувствую, то я — не я, я не являюсь собой. И это верно, если мы не чувствуем, мы не можем понять, кто мы, сама такая реакция на отсутствие чувств нормальна. Но способ, который они выбирают, дает облегчение здесь и сейчас, но не дает доступа к своим чувствам. И у человека с ПРЛ могут возникать фейерверки чувств, а потом опять темные ночи. Потому что он применяет неправильные способы, чтобы испытать чувства, например, чтобы утолить свой эмоциональный голод, они могут злоупотреблять отношениями. Можно представить себе, что пограничные пациенты близки к депрессивным, но есть разница. У депрессивного человека есть ощущение, что сама жизнь нехороша. Он тоже испытывает нехватку жизни. Но сама жизнь нехороша. Тогда как у человека с ПРЛ может быть ощущение, что жизнь хороша, жизнь может быть очень прекрасна, но как ее достичь? Пойдемте еще немного вглубь. Откуда берется нестабильность, переход из противоположности в противоположность, из черного в белое?
Люди с ПРЛ имеют позитивный опыт встречи, и переживают его как нечто очень ценное. Когда они чувствуют любовь, они чувствуют большую жизнь внутри себя, как и мы все. Например, когда их хвалят перед какой-то группой людей, они могут испытывать очень хорошие чувства и начинают ощущать себя. Мы все так реагируем на эти ситуации — они приближают нас к самим себе. Но мы в норме и так находимся в достаточно близких отношениях с собой. Тогда как человек с ПРЛ начинает с нуля. То у него внутри пустота, полное ничто, то он испытывает любовь, похвалу и внезапно приближается к себе. То у него не было ничего, никакого ощущения и вдруг такое яркое. И это его приближение к себе возникает только благодаря тому, что есть кто-то другой. Это не его собственный в нем укоренненый процесс, а процесс, который зависит от чего-то внешнего. И этот человек примерно как голограмма: смотришь на нее и кажется, что это что-то настоящее, но это просто эффект внешних пересекающихся лучей. И тогда люди, которые его любят, хвалят, воспринимаются, как абсолютно хорошие, идеальные, потому что они позволяют почувствовать себя так хорошо. Но что же происходит, если эти люди вдруг говорят что-то критическое? И человек с этой высоты внезапно проваливается не просто туда, где он был, а куда-то еще глубже. Он начинает чувствовать, что другой человек разрушает его, уничтожает. Он уничтожает его ощущение себя, причиняет боль. И, конечно, разумно представить себе, что человек который делает такие гадости, просто плохой человек. Тот самый человек, который казался ангелом, вдруг кажется дьяволом. И этот опыт можно назвать адским, потому что человек вновь не понимает, кто он. Когда он выпадает из этого симбиоза с людьми, которые дают ему хорошие чувства, и выпадение из этого симбиоза настолько болезненно, что это переживание нужно отделить. Разделить, разорвать что-то, что его с этим чувством связано. Он может разделить другого человека во времени, например, отца или мать — раньше он был такой прекрасный, а теперь дьявол, потому что внутренне эти переживания очень трудно совместить с одним человеком. В один момент отец хвалит, говорит что-то хорошее. Но как же тогда можно представить себе, что тот же самый отец может в другой момент сказать, а теперь у тебя вот такая ерунда, мусор, переделай это пожалуйста. И если в норме мы понимаем, что критика и похвала, позитивное и негативное — это все отчасти общая реальность, то для пограничного человека невозможно их вместе соединить. Потому что в один прекрасный момент у них отличные отношения с собой, а в следующий — пустота и только боль внутри. И человека, которого он только что любил, он вдруг начинает ненавидеть. И эта ненависть вызывает много гнева и он может проявлять агрессию или возникают импульсы, чтобы ранить себя. И эта разделяющая диссоциативная реакция характерна для пограничных личностей. Это разделение связано с тем, что они не хотят испытывать те чувства, которые испытывают, когда их критикуют. Критика настолько болезненна, что они чувствуют, что растворяются. И они защищают себя, пытаясь поддерживать этот симбиоз. Чтобы вернуться в то состояние, когда их любили, хвалили, потому что это то состояние, в котором они могут жить. Но это внутреннее позитивное ощущение себя искусственно, в том смысле, что оно целиком зависит от другого человека. У них нет внутреннего представления о себе, поэтому они все проецируют вовне, и пытаются вовне что-то понять. Можно сравнить это с поведением пятилетнего ребенка: он может закрыть глаза и думать, что этого больше нет. Тоже самое делает пограничный человек на психологическом уровне: он отделяет что-то и этого как бы больше нет. Что говорит нам феноменологический подход и экзистенциальный анализ? Что приводит человека к утрате себя? Эта утрата себя связана с двумя вещами. С одной стороны они постоянно переживают насилие и какое-то непостоянство других, во власти которых они находятся. В их прошлом могут быть травматические опыты, связанные с эмоциональным или сексуальным насилием. Когда человек просто не может понять, когда их хороший родственник так себя повел. Эти противоположные опыты переживания, связанные с важными для них людьми как бы разрывают их в разных направлениях. Часто это люди, выросшие в семьях, где было много напряжения, скандалов, амбивалентности. Опыт, вынесенный с детства, можно сформулировать феноменологически так. Взрослый, или кто-то из внешней среды говорит им: будь здесь, делай что-то. Ты можешь быть здесь, но ты не имеешь права жить. Т.е. пограничные дети чувствуют, что они имеют право быть, но быть только в качестве предмета, средства для решения каких-то чужих задач. Они не нужны как человек, у которого есть свои чувства, который хочет по своему реагировать на жизнь, вступать с ней в отношения. Они нужны только как инструменты. И это самая первая форма вот этого внутреннего разделения, когда человек вырастает вот с таким мессаджем, с таким переживанием, и это основа его будущего разделения. Но в ответ на эту реальность у него возникает внутренний импульс: но я же хочу жить, я хочу быть самим собой! Но ему не позволяют быть самими собой. И этот внутренний голос подавляется, заглушается. И остается всего лишь импульсом. И эти импульсы пограничного человека — это совершенно здоровые импульсы, направленные против внешней агрессии. Против внешней реальности, которая заставляет его разрываться, разделяться, не быть собой. Т.е. снаружи их отделяют от них самих, разделяют, а изнутри идет своего рода бунт против этой ситуации. И отсюда идет постоянное напряжение. С пограничным расстройством связано очень мощное внутреннее напряжение. И это напряжение придает их жизни интенсивность. Это напряжение им нужно, оно важно для них. Потому что когда они испытывают это напряжение, они немножко чувствуют жизнь. И они даже не сидят расслаблено, спокойно, они все время как бы немножко подвешены, их мускулы напряжены. Он сидит в своем пространстве, на своей опоре. И благодаря этому внутреннему напряжению, он защищает себя от внутренней боли. Когда у него нет напряжения, когда он находится в состоянии полного расслабления, он начинает испытывать боль, связанную с бытием самими собой. Как больно быть самим собой! Если бы не было внутреннего напряжения, он как бы сел бы в кресло с гвоздями. И вот это внутреннее напряжение с одной стороны придает ему жизнь, с другой защищает его от внутренней боли. Мы задумались о том, как же человек приходит к этому состоянию разделенности, разрыва и увидели, что его жизненный опыт приводит его к такой ситуации. Сама жизнь была для него противоречива. Еще одна особенность, это развитие некоторых образов. Вместо того, чтобы видеть реальность таковой, какова она есть, человек с ПРЛ создает для себя идеальный образ реальности. Его эмоциональный вакуум заполняет мыслями, воображением. И эти воображаемые образы, придают пограничному человеку некоторую стабильность. И если кто-то начинает разрушать этот внутренний образ или если реальность ему не соответствует, то он реагирует на это импульсивно. Потому что это утрата стабильности. Любое изменение образа того, как ведет себя отец или мать приводит к ощущению утраты опоры. Что же происходит, когда этот образ разрушается или изменяется? Тогда образ идеального человека заменяется другим. И для того, чтобы убедиться, что такой утраты идеала больше не произойдет, образ человека, который был идеальным они превращают в полную противоположность. И благодаря этому изменению образ дьявола больше не придется менять, можно быть спокойным. Т.е. образы заменяют собой те чувства, мысли и реакции на реальность, которые помогают жить и обходиться с этой реальностью. Идеальные образы становятся более реальными, чем реальность. Т.е. они не могут принять то, что им дано, что на самом деле есть. И вот эту пустоту из-за того, что они не принимают реальность, они заполняют образами. Самое глубокое переживание пограничного пациента — это боль. Боль, от того, что если ты уходишь, то я утрачиваю себя. Поэтому это подталкивает их затягивать других людей в отношения, не выпускать их. Понимаете ли вы в чем суть боли пограничного пациента? Основная идея в том, что если другой меня бросает или я перестаю чувствовать боль, то я утрачиваю связь с самим собой, это как своего рода ампутация чувств. Чувства угасают, внутри все становится темно и человек утрачивает контакт с собой. Он чувствует, что его не принимают, не видят, не любят таким, какой он есть и этот опыт в прошлом приводит к тому, что он не принимает и не любит сам себя. Их поведение в отношениях можно описать как "я не с тобой, но и не без тебя". Они могут быть в отношениях только тогда, когда они в этих отношениях доминируют и когда эти отношения соответствуют их идеальному внутреннему образу. Потому что у них есть очень много тревоги, и когда другой человек уходит от них или делает что-то иное, это вызывает еще больше тревоги. Для них жизнь — это постоянная битва. Но жизнь должна быть простой и хорошей. Им приходится постоянно бороться и это не справедливо. Им сложно обходиться с собственными потребностями. С одной стороны у них есть ощущение, что у них есть право на их потребности. Они нетерпеливы и жадны по отношению к своим потребностям. Но в то же время они не способны что-то хорошее для себя сделать, они могут сделать это только импульсивно. Они не понимают кто они, и поэтому провоцируют других людей. Итак, пограничные пациенты очень часто проявляют агрессивность, когда чувствуют, что кто-то их бросает или не любит, но когда они чувствуют, что их любят, когда с ними обходятся хорошо, они очень теплые, добрые и милые. И если, например, через пару лет брака партнер говорит, что я хочу развестись, то пограничный может изменить свое поведение таким образом, что жизнь в браке становится прекрасной. Или он может отреагировать импульсивно и сам первым подать на развод или расстаться. И предсказать как он именно он будет себя вести очень сложно, но это явно будет экстремально. Они живут экстремальной жизнью, они могут работать на полную катушку, ездить на полной скорости, или заниматься спортом до изнеможения. Например, один мой пациент катался на горном велосипеде и спускался с горы на такой скорости, что он понимал, если на его пути попадется что-то, он сломает себе шею. И точно так же ездил на своем БМВ, и чувствовал, что если на дороге окажутся листья, то его с дороги снесет. Т.е. это постоянная игра со смертью. Как же мы можем помочь пограничному человеку в терапии? В первую очередь им нужна конфронтация. Т.е. нужно встречаться с ними лицом к лицу и показывать им себя. Оставайтесь с ними в контакте, но не позволяйте им реагировать импульсивно. Не поддавайтесь на их импульсы и говорите, например, "я хочу это обсудить, но хочу обсудить спокойно". Или, "нужно ли вам действительно вести себя так агрессивно, мы можем обсудить это вполне спокойно". Т.е. с одной стороны оставайтесь с ними в отношениях, продолжайте протягивать им руку, но не позволяйте обходиться с вами так, как диктуют их импульсы. И это лучший способ для пограничных пациентов, как они могут научиться переключать свои импульсы и вступать в контакт. Самое худшее, что можно сделать, это при конфронтации с ними отвергнуть их и отпихнуть их. И это стимулирует их психопатологию. Только в том случае, если вы эту конфронтацию совмещаете с поддержанием контакта, продолжаете быть с ними говорить, тогда они могут выдержать эту конфронтацию. Демонстрируйте им ваше уважение. Например, "я вижу, что вы сейчас очень раздражены, взбешены, наверное, это что-то важное для вас, давайте мы об этом поговорим. Но прежде вы успокойтесь и после этого мы поговорим об этом". И это помогает пограничному пациенту понять как он может быть, кем он может быть в ситуации, когда к нему подходит другой человек и позволяет ему вступить в контакт. И это очень важный ресурс, который можно использовать и в отношениях с пограничными людьми, которые для нас коллеги, партнеры. Это не может их вылечить, этого мало, но это такое поведение, которое не стимулирует их расстройство еще больше. Это дает им возможность немного успокоиться, и вступить с ним диалог. Можно работать с пограничным человеком в одной команде десятилетиями, если вы знаете, как с этим человеком обходиться. И если вы сами при этом достаточно сильны, как личность. И это вторая важная вещь. Если вы слабы, или у вас есть травматический опыт, связанный с агрессией, вы чувствуете себя травмированным, то вам будет очень тяжело находиться в отношениях с пограничным пациентом. Потому что обходясь с ним, нужно постоянно быть укорененным в себе. И это нелегко, этому нужно учиться. И вторая вещь, которой пограничные пациенты должны научиться — это выдерживать себя и выносить свою боль. И если посмотреть очень кратко на психотерапевтический процесс, то он всегда начинается с консультативной работы. Помочь на первом этапе обрести некоторое облегчение внутреннего напряжения, облегчение в жизненной ситуации. Мы работаем как консультанты с их конкретными проблемами в отношениях в их жизни, на работе. Помогаем им в принятии решений, в обретении жизненной перспективы, и в каком-то смысле это обучающая работа. Мы помогаем им учиться замечать свою агрессию. Эта работа продолжается первые пару месяцев, полгода, иногда больше. Эта работа на консультативном уровне необходима, чтобы получить доступ на более глубокий уровень. Для пограничного пациента не очень помогают фармакологические средства, лекарства. И после первого этапа облегчающей работы связанной с консультированием по жизненным проблемам, мы переходим на более глубокий уровень. Мы учим их занимать позицию. Позицию по отношению к самим себе. Лучше видеть себя. Например, мы можем спросить, "что ты думаешь о себе, о своем поведении?" И обычно они отвечают что-то вроде, "особо я не задумывался, я не достаточно ценен, чтобы задумываться". И в процессе работы вы пытаетесь понять, как так вышло и как им придти к тому, чтобы уважать себя. И первая часть этой работы — это работа с самим собой. А вторая часть — это работа над отношениями с другими людьми и биографическим опытом. И в процессе терапии у них может возрастать боль и возникать суицидальные импульсы. Они испытывают ампутацию утраты чувств. И мы можем давать им информацию, что боль, которую вы испытываете не может вас убить, попробуйте просто выносить ее. Очень важно помочь им войти в процесс внутреннего диалога с собой. Потому что терапевтические отношения — это зеркало, которое отражает то, как они чувствует себя внутри, как они с собой обходятся. Психотерапия пограничного пациента — это сложное искусство, это один из самых сложных диагнозов в смысле работы с ними. На протяжении долгих лет у них могут быть суицидальные импульсы, они могут агрессивно обходиться с терапевтом, сваливаться обратно в свое расстройство. Такая терапия продолжается 5 - 7 лет, вначале с еженедельными встречами, потом раз в 2 - 3 недели. Но им нужно время для того, чтобы вырасти, потому что когда они приходят в терапию, они как маленькие дети 4 -5 лет. И сколько нужно времени для того, чтобы ребенок вырос и стал взрослым? Мы вырастаем за 20 -30 лет, а они должны за 4 - 5 лет. И большинстве случаев им приходится обходиться еще и со сложными жизненными ситуациями, которые над ними совершают очень большое насилие. Т.е. им нужно совершать очень большое усилие, чтобы обходиться со своими страданиями и оставаться в терапии. И сам терапевт тоже может многому научиться, вместе с ними мы тоже вырастаем. Поэтому работа с пограничными пациентами стоит того, чтобы ею заниматься.
Рейс Аэрофлота. Прошли контроль, сидим в экономе, в хвосте, пассажиры почти все русские, кислые все... Скукота, в общем. Только набрали высоту, как сосед достает из кармана 20 американских рублей и, дотронувшись до плеча впереди сидящего дядьки, с невинным видом протягивает ему бумажку: -читать дальше Будьте добры, передайте за проезд! Дядька на автомате берет баксы, зависает на пару секунд, а потом, просветлев лицом и заговорщицки подхихикивая, то же самое проделывает с пассажиром перед ним. Под нарастающий гул и смех в салоне двадцатка дошла до упора и попала в руки к симпатичной барышне. Дядька тут же прокомментировал: мол, и барышне приятно, и весь самолет поржал всего за 20 баксов... История на этом должна была и закончиться, если бы не барышня. Та, кивнув тому, кто передал деньги, встает с кресла и с серьезным видом скрывается за ширмочкой, где тусуются стюардессы. В салоне стало тихо, как в морге перед Новым годом. Где-то через минуту барышня возвращается и все с тем же невозмутимым видом отдает двадцатку тому, от кого получила, и что-то негромко ему говорит. Теперь уже волна ржача пошла в обратную сторону и дошла до нас в виде той же двадцатки, которую сосед получил от рыдающего дядьки вместе со словами: - У пилотов мелочи нет, просили без сдачи!
*** О том, как оказывать влияние на людей (Карнеги отдыхает). Картина следующая. Самолет, рейс довольно местный, из Сибири в Сибирь. Перед посадкой стюардесса, как положено, объявляет: "Граждане пассажиры! Пристегните ремни безопасности". Ну, народ, в большинстве, начинает пристегиваться. В первом ряду сидит детина размером семь на восемь, и внаглую игнорирует сие разумное требование. Стюардесса, смотря на детину, повторяет: "Граждане пассажиры! Пристегните ремни безопасности". Реакция снова нулевая. Тогда фраза повторяется персонально ему: "Гражданин! Пристегните ремень безопасности". В ответ следует: "Да пошла ты..." Ну девка, понятно, обиделась и пошла жаловаться командиру. Через минуту вылетает комкор (небольшого роста, сухонький мужичонка, к тому же картавый и шепелявый), подскакивает к этому шкафу и произносит следующий монолог: - Музык! Вот ты себе пг'едставь! Сейчас на посадке, если я сють-сють пг'омахнусь мимо полосы, то самолет г'езко остановится, а вот ты полетис дальше. Баськой впег'ед. И вот ты пг'олетаешь пег'вую пег'ебог'ку (загибает пальцы), вторую пег'ебог'ку, тг'етью пег'ебог'ку и очутисься у меня в кабине. Спг'ашивается, а на хг'ена ты мне там нузен? Мужик МОЛЧА пристегивается. Салон в ауте. Занавес.
список книг про вампиров) Список книг о вампирах: читать дальшеЛорд Байрон "Гяур" (1813). Сэмюэль Кольридж "Кристабель" (1816). Джон Уильям Полидори "Вампир" (1819). Теофиль Готье "Смерть любовника" (1836). Алексей Константинович Толстой "Семья вурдалака" (1839). Алексей Константинович Толстой "Упырь" (1841). Джеймс Малкольм Раймер и Томас Пекетт Прест "Варни Вампир или Кровавый пир" (1847). Поль Феваль "Le Chevalier Ténèbre (Knighshade)" (1860). Поль Феваль "Вампир" (1865). Дж. Шеридан Лэ Фаню "Кармилла" (1872). Поль Феваль "La Ville Vampire (Vampire City) (1874). Карл Генрих Ульрихс "Manor" (1884). Граф Эрик Стенбок "Правдивая история вампира"(1894). Брэм Стокер "Дракула" (1897). Джордж Сильвестр Вирек "The House of the Vampire" (1907). Фрэнсис Кроуфорд "For the Blood is the Life" (1911). Ричард Мэтисон "Я — легенда" (1954). Роберт Эйкман "Pages from a Young Girl’s Diary" (1973). Стивен Кинг "Жребий" (1975). Анджела Соммер-Боденбург Цикл романов Вампирёныш "The Little Vampire" (начало с 1979 года). Сюзи Макки Чарнас "Ковёр с вампиром" (1980). Ф. Пол Уилсон "Позиция" (1981). Юрий Капралов "Замок Дубрава" (1982). Карл Александр "The Curse of the Vampire" (1982). Джордж Мартин "Грезы Февра" (1982). Джон М. Форд "The Dragon Waiting" (1983). С.П. Сомтоу "Вампирский Узел" (Vampire Junction) (1984). Брайан Стэблфорд "Империя вампиров" (1988). Тим Пауэрс "Сила её уважения" (1989). Джон Стикли "Вампиры" (1990). Аннетт Кертис Клауз "The Silver Kiss" (1991). Лиза Джейн Смит "Дневники вампира" (1991). Поппи Брайт "Потерянные души" (Lost Souls) (1992). Лоис Тилтон "Darkness on the Ice"(1993). Лорел Кей Гамильтон "Запретный плод" (1993) и последующие книги об Аните Блейк. Pam Keesey составил две антологии лесбийских историй о вампирах, "Daughters of Darkness" (1993) и "Dark Angels" (1995). П. Нид Элрод "Я, Страд, Мемуары вампира" (1993) и "Я, Страд, Война против Азалина Патриции". Брайан Стэблфорд "The Hunger and Ecstasy of Vampires" (1996). Фреда Уоррингтон "Dracula the Undead" (1997). Хирано Кота " Хеллсинг" (Манга)(1997-2008). Терри Пратчетт "Carpe Jugulum. Хватай за горло!" (1998). Саймон Кларк "Вампиррова победа" (Vampyrrhic) (1998). Amelia Atwater-Rhodes "In the Forests of the Night" (2000), "Demon in My View" (2001), "Midnight Predator" (2002), "Shattered Mirror" (2003). Юн Айвиде Линдквист "Впусти меня" (2002). Робин Мак-Кинли "Солнечный свет" (2003). Элизабет Костова "Историк" (2005). Скотт Вестерфельд "Инферно. Армия ночи" (2005). А.Н. Погребного-Александрова "Вампир" (2005). Марио Асеведо "The Nymphos of Rocky Flats (2006). Скотт Вестерфельд "Последние дни" (2006). Андрей Смирнов "Чернокнижник" (2006). Cynthia Leitich Smith "Tantalize" (2007). Макс Далин "Берег Стикса". Макс Далин "Лунный бархат". Макс Далин "Убить некроманта". Серии книг о вампирах: Серия книг Кристофера Мура "Любовная история": Кровопийцы-маньяки: любовная история (1995)- Bloodsucking Fiends: A Love Story You Suck: A Love Story - Вампиры: A Love Story(2007) Серия книг Фреда Саберхагена "Vlad Tepes":
Дело Дракулы - The Dracula Tape (1975) The Holmes-Dracula File (1978) An Old Friend of the Family (1979) Thorn (1980) Dominion (1982) A Matter of Taste (1990) A Question of Time (1992) Seance for a Vampire (1994) A Sharpness on the Neck (1996) The Vlad Tapes (2000) Серия книг Энн Райс "Вампирские хроники":
Интервью с вампиром (1976) Вампир Лестат (1985) Королева проклятых (1988) История Похитителя тел (1992) Мемнох-дьявол (1995) Вампир Арман (1998) Меррик (2000) Золото и кровь (2001) Черная камея(2002) Ферма Блэквуд (2002) Песнь крови (2003) Серия книг Энн Райс "Новые вампирские хроники":
Пандора (1998) Витторио-Вампир (1999) Серия книг Челси Куинн Ярбро "Сэн-Жермен":
Отель «Трансильвания» (1978) The Palace (1978) Кровавые игры (1980) Path of the Eclipse (1981) Tempting Fate (1981) Хроники Сен-Жермена (1983) Darker Jewels (1993) Better in the Dark (1993) Особняки Тьмы (1996) Writ in Blood (1997) Blood Roses (1998) Communion Blood (1999) Come Twilight (2000) A Feast in Exile (2001) Night Blooming (2002) Midnight Harvest (2003) Dark of the Sun (2004) States of Grace (2005) Roman Dusk (2006) Серия книг Уитли Стрибер "Голод": Голод (1980) Последний вампир (2001) Сон Лилит (2002) Серия книг Брайана Ламли "Некроскоп":
Некроскоп (1986) Некроскоп II: Сын некроскопа (1988) Некроскоп III: Возвращение некроскопа (1989) Некроскоп IV: Голос мертвых (1990) Некроскоп V: Тварь внутри тебя (1991) Blood Brothers (1992) The Last Aerie (1993) Bloodwars (1994) Necroscope: The Lost Years: Volume I (1995) Necroscope The Lost Years: Volume II (1996) Invaders (1999) Defilers: Necroscope (2000) Avengers: Necroscope (2001) Dead Eddy (2003) Dinosaur Dreams (2003) Resurrection (2003) Harry Keogh: Necroscope and Other Heroes (2003) The Touch (2006) Серия книг Кима Ньюмана "Дракула. Свободные продолжения / Anno Dracula":
Anno Dracula (1992) The Bloody Red Baron (1995) Coppola’s Dracula (1997) Judgment of Tears: Anno Dracula 1959 [Dracula Cha Cha Cha] (1998) Дракула Энди Уорхола / Andy Warhol’s Dracula (1999) Dead Travel Fast (2000) Замок в пустыне: Anno Dracula 1977 / Castle in the Desert: Anno Dracula 1977 (2000) The Other Side of Midnight (2000) Серия книг Лорел Гамильтон "Анита Блэйк": Запретный плод (1993) Смеющийся труп (1994) Цирк проклятых (1995) Кафе лунатиков (1996) Кровавые кости (1996) Club Vampyre (однотомник) (1997) Смертельный танец (1997) The Midnight Cafe (однотомник) (1997) Black Moon Inn (однотомник) (1998) Жертва всесожжения (1998) Голубая луна (1998) Обсидиановая бабочка (2000) Нарцисс в цепях (2001) Anita Blake: Vampire Hunter Set (однотомник) (2003) Лазоревый грех (2003) Сны инкуба (2004) Anita Blake, Vampire Hunter Omnibus (однотомник) (2005) Nightshade Tavern (однотомник) (2005) Мика (2006) Пляска смерти (2006) Арлекин (2007) Черная кровь (2008) Жаждущие прощения (2006) The Girl Who Was Infatuated with Death (2005) Продажа домов Skin Trade (2009) Серия книг Christine Feehan "Dark":
Dark Prince (1999) Dark Desire (1999) Dark Gold (2000) Dark Magic (2000) Dark Challenge (2000) Dark Fire (2001) After Twilight («Dark Dream») with Amanda Ashley and Ronda Thompson (2001) Dark Legend (2001) Dark Guardian (2002) Dark Symphony (2003) The Only One («Dark Descent») with Susan Grant and Susan Squires (2003) Dark Melody (2003) Dark Destiny (2004) Hot Blooded («Dark Hunger») with Emma Holly, Angela Knight and Maggie Shayne (2004) Dark Secret (2005) Dark Demon (2006) Dark Celebration: A Carpathian Reunion (2006) Серия книг Джина Вулфа "Urth: Book of the Short Sun": On Blue’s Waters (1999) In Green’s Jungles (2000) Return to the Whorl (2001) Серия книг Джима Батчера "Досье Дрездена": Гроза из преисподней (2000) Луна светит безумцам (2001) Могила в подарок (2001) Летний рыцарь (2002) Лики смерти (2003) Обряд на крови (2004) Барабаны зомби (2005) Доказательство вины (2006) Белая ночь (2007) Small Favor (2008) Turn Coat (2009) Серия книг Эрика Найта "Vampire Earth":
Way of the Wolf (2001) Choice of the Cat (2004) Tale of the Thunderbolt (2005) Valentine’s Rising (2005) Valentine’s Exile (2006) Серия книг Karen Koehler "Slayer":
Slayer (2001) Black Miracles (2002) Stigmata (2003) Серия книг Мэгги Шейн "Wings in the Night":
Twilight Phantasie (1993) Twilight Memories (1994) Twilight Illusions (1995) Beyond Twilight (1995) Born in Twilight (1997) Twilight Vows (1998) Twilight Hunger (2002) Embrace the Twilight (2003) Run From Twilight (2003) Edge of Twilight (2004) Blue Twilight (2005) Prince of Twilight (2006) Серия книг Барбары Хэмбли: Те, кто охотится в ночи (1988) Путешествие в страну смерти (1995) Серия книг Алексы Кош:
Если бы я был вампиром (2004) Огненный факультет (2005) Огненный патруль (2006) Вечеринка в стиле «вамп» (2007) Серия книг Алексея Пехова:
Киндрэт. Кровные братья (2005) Тёмный охотник (2006) Колдун из клана Смерти (2007) Ночь летнего солнцестояния (2007) Основатель (2009) Серия книг Стефани Майер: Сумерки (2005) Новолуние (2006) Затмение (2007) Рассвет (2008) Серия книг Лизы Джейн Смит "Царство Ночи":
Демократичность дуэлей на Юге США имела свои минусы - она давала лазейку демагогам, желавшим уклониться от поединка. Всегда можно выдвинуть невыполнимые условия, потребовать нелепое оружие. Или просто заявить, что, по твоему мнению, оппонент - не джентльмен, и тебе не ровня. В тамошних дуэлях традиционно допускалось разное оружие, от кулаков до винтовок, а определение «джентльмена» в обществе без дворян было довольно размытым. Как бороться с такими умниками?
В популярном «Кодексе чести» (1838) бывшего губернатора Южной Каролины Д.Вилсона часто встречается термин "post” (публиковать). “Если дуэлянт отказывается драться, то его секундант должен сказать секунданту противника: «Я пришел на поле чести с трусом. Прошу извинить, что не знал его характер, вы можете его опубликовать» (post him)”. Когда оружие молчало, противника наказывали печатным словом.
читать дальше“Posting” мог быть в виде газетного обьявления, или расклеенных на улице плакатов. Слова выбирали тщательно, требовалось подчеркнуть свое джентльменство и уронить чужое. Вульгарная ругань не годилась. Стандартом были coward («трус» и liar («лжец», а также специфически дуэльные rascal, scoundrel («мошенник, мерзавец» или poltroon («подлец, трус». По вкусу добавлялись прилагательные «позорный» и «презренный» (infamous, contemptible). Противник нередко отвечал своим плакатом, не менее красноречивым. В борьбе за честь хорошее владение родным языком было необходимо!
Типичный дуэльный плакат о ссоре двух политиков из Флориды. "Он отказался дать мне удовлетворение, как порядочный человек. Поэтому я его провозглашаю трусом и негодяем".
В таких перепалках адвокаты и политики имели естественное преимущество. Не всегда это было на пользу, что иллюстрирует нашумевшая ссора юриста Г.Броддуса и доктора Д.Тэйлора в Пальмире (Миссури). Зимой 1846 они посетили местное литературное общество, где Тэйлор произнес речь. Хоть они и были друзьями, профессиональный оратор Броддус не смог удержаться от критики. Он счел, что в речи Тэйлора «слова и выражения использовались не в контексте, без синтаксиса и понимания». Вспыхнула ссора, хотя до дуэли и не дошло. Но с ораторским самолюбием шутки плохи. Когда в мае Броддус решил переехать в другой штат, Тэйлор стал распускать слухи, что тот это делает из страха перед ним. Узнав о таком, Броддус вернулся и послал вызов через своего секунданта Д.Бакнера (тоже адвоката). Тэйлор согласился. Он выбрал секундантом своего родственника Д.Гловера, который начал обсуждать с Бакнером условия поединка.
Требования Гловера были чрезмерны даже для Юга. Стреляться предлагалось на двуствольных дробовиках. Взведенные, они должны стоять рядом, опираясь на натянутую веревку. Противники стоят в 2 футах от своего ружья каждый. По сигналу «Огонь» они хватают ружья и стреляют, «из одного или обоих стволов по желанию». Бакнер в ответной записке возмущенно отверг эти условия, как «необычные, бесчеловечные, дикие... не имеющие прецедента в кодексе чести». Тем временем шериф оформил ордер на арест всех четверых (что, впрочем, никаких последствий не имело).
«Кодекс чести» Вилсона предписывал, что, «если вызванный настаивает на необычном времени, месте, дистанции или оружии, не уступайте, а предложите те, что общеприняты. Если он отказывается, опубликуйте его». Что и сделали Броддус с Бакнером, развесив печатные плакаты с обвинением своих оппонентов в трусости. Те ответили тем же. У Гловера с синтаксисом было все в порядке (он был студент-юрист), и в плакате от 5 июня он выражается так: «мои первые впечатления уступили место чувству отвращения к жалкой трусости и низости двух самых подлых мерзавцев, когда-либо осквернявших звание человека». Школа!
Все это было бы смешно, но вечером следующего дня оба секунданта были мертвы. Что там случилось, неясно. Д.Стюард в "Duels and the roots of violence in Missouri” утверждает, что имел место поединок. А в отчете газеты "St.Louis Republican” от 8 июня 1846г. говорится, что они столкнулись случайно. Началась ссора, Гловер выхватил 6-ствольную «перечницу», в борьбе за пистолет якобы получили по пуле и он сам, и противник. Что касается самих принципалов, то они в поединке так и не встретились, ограничившись взаимными печатными оскорблениями.
«Перечницы» были темпераментным оружием. Марк Твен писал в «Налегке» про своего знакомого, имевшего такую: «Иногда все 6 стволов стреляли одновременно, и тогда во всей округе негде было укрыться, кроме как у него за спиной».
Законодательства многих штатов запрещали "posting”. Акт Пенсильвании от 31.03.1806 специально оговаривал: «публикация в газете или плакатах критики кого-либо за отказ от вызова с применением слов «трус», «лжец», «мерзавец», или подобных оскорбительных слов, наказывается так, как если бы автор участвовал в дуэли». Толку, правда, не было - если люди всерьез готовы рисковать жизнью, пытаться исправить их синтаксис бесполезно.
"Он напал на меня самым злодейским и позорным образом, с большой дубиной. А после, крайне трусливо и подло, отказался дать удовлетворение. Поэтому обьявляю его позорнейшим мерзавцем, мошенником и трусом, и извещаю об этом мир." Просто подрались рабочий и местный лавочник, а какой слог!