Меняю картину мира на панораму Вселенной
Пишет Гламурзель [info]glam_fille
glam-fille.livejournal.com/535338.html

В час досуга я читала мемуары звезды родного города Лены Лениной. Даже не буду оправдываться. Великая дочь Академгородка. Рассказывая о своем детстве, Лена между делом упомянула лайфхак, преподанный ей мамой: что постельное белье гладить не нужно. Если я правильно поняла, подобные смелые, нарушающие традиционные домостроевские представления, лайфхаки демонстрировали либерализм ее воспитания.

Лена права: по Сталинским нормативам, зафиксированным в Энциклопедии Домашнего Хозяйства, советской женщине полагалось белье не только гладить, но еще и подкрахмаливать. Я была воспитана бабушкой, которая считала, что нормальный повседневный обед должен состоять из закуски, первого, второго и десерта. Причем тарелки каждый раз менялись. Представить, что бабуля постелит неглаженное белье или выдаст неглаженное полотенце было невозможно: мне такая распущенность даже в голову не приходила. При этом бабушка работала медсестрой в детской инфекционной больнице. В смену. По 12 часов на ногах с маленькими очень больными детьми, которых вырвали из дома и посадили в изоляционные боксы: быть им мамой, ставить капельницы, подтирать какашки/рвоту и унимать рыдания. Мне трудно понять, как у нее хватало времени и энергии после смены держать дом не просто в порядке, а в идеальной чистоте и ни на йоту не отклоняться от стандартов того, что с ее точки зрения было нормальной цивилизованной жизнью, но факт остается фактом: я наблюдала это на протяжении многих лет, день за днем, без исключения.

О существовании в мире наглаженного постельного белья я узнала в возрасте 30 лет, перед тем, как уехать в Канаду.

Перед отъездом я делала тур по родственникам и в числе прочих навестила мою троюродную сестру. Незадолго до этого она тяжело заболела и ее мама, с которой она жила, тоже резко сдала. И вот я пришла в их дом, где обычно все носило на себе черты утонченной культуры, просвещения и творчества. Классные сувениры из путешествий, гравюры местных художников, бесконечно пополняется бесконечная библиотека - теперь на всем этом лежал слой пыли. Все стало потрепанным, давно не обновлялось. И я спрашивала сестру, как они справляются, и она жизнерадостно, как всегда, отвечала:

- Да прекрасно справляемся, что ты! Я же хожу по квартире, просто медленно, ну я и не тороплюсь, и мама помогает. А тут еще я обнаружила, что оказывается постельное белье гладить вообще не надо: представляешь, если его постелить, оно само разглаживается!..

И вот в этот момент я в полной мере почувствовала, что как она ни храбрится, как ни держит лицо, у них действительно дела плохи и это не временно. Это отступление по всем фронтам.

Потом я уехала в Канаду. В первое время, вырвавшись из оков нашей старорежимной семейной дисциплины, я просто балдела от навалившейся на меня свободы: не хочешь мыть посуду - не мой! Пришла домой, сняла куртку, она на пол упала, я ее перешагнула - и ничего, небо на землю, представьте себе, не падает! Постель я не убирала лет десять: а чего ее убирать, она в отдельной комнате, куда никто весь день не заходит. Я по этому поводу еще цитировала слова одного американского сатирика: "Жена требует, чтобы я накрывал кровать покрывалом: оно, видите ли, защищает постель. А я так гляжу, что на нее никто, вроде, и не нападает..."

читать дальше

@темы: обычаи, социальное