Меняю картину мира на панораму Вселенной
Пост публикуется с сокращениями, полная версия по ссылке

Оригинал взят у [info]rikki_t_tavi
в Городские наброски и что их портит

Я городские наброски, все эти urban sketches, не люблю. Большей частью у непрофессионалов они скучны и невнятны. Смотреть иногда можно пинтерест - там отобранные, просеянные работы, а смотреть что-то массовое, вроде тэга в инстаграме - начинаешь терять веру в человечество. Но непрофессионалы не виноваты - им никто не объяснил элементарных принципов и они царапают, как бог на душу положит. В академическом же образовании тебе начинают вдалбливать простые, но действенные правила еще в детстве. И месяц летней практики, когда рисуешь не полчаса, а целый день на улице под руководством преподавателя был у меня самой семь раз, а потом еще несколько лет, когда уже мои ученики рисовали.

(...)

И наконец пример того, что мне очень понравилось! Это Женя Двоскина и тбилисский вид из окна.

Что мы видим первое? Что сразу отмечает наш измученный серыми заборами глаз? Тут есть отчетливо видимое присутствие всех трех тонов "серого", "белого" и "черного". Причем расположены они не хаотично и как попало, а так, что наш взгляд сразу распознает за этим правду - да, окна днем темные, да, массы деревьев темнее домов, да, все, что повернуто к небу - светлое!

Видите - тут нет по всему рисунку сплошной серой заборной закрашенности, нет истерического метания зачеркивания, сочетание и контраст тонов дает  приятнейшее ощущение живописности! Да, рисунок не цветной, но из-за этого богатства нужных тонов кажется живописным.

Тут как раз отличный пример того, что художник выбрал нарисовать - какие линии, какие детали, сколько подробностей. Не все подряд пересчитывать, а отобрать ровно так мало, чтобы их хватило для создания нужного впечатления, и ровно так много, чтобы рисунок не был куцым и дохлым. Авторучка в отличие от технического лайнера дает более живую линию - где-то тонкую и тающую, где-то виртуозным нажимом более темную, создающую впечатление тени - как вот на навесе над лестницей или на трубах на ближней крыше. И сами линии - живые, не анемично прямые как доски, они изгибаются, виляют - но не от "брошеной" руки и бессилия, а точно на всем протяжении - автор несет за них ответственность в каждом изгибе и зигзаге.

Разнообразие штрихов дает рисунку живость и ощущение разных фактур.Помните, какой неширокий репертуар был у плохих рисунков? Вертикальные драные зигзаги - и все. Посмотрите, какое разнообразие у Жени по контрасту. Плотные вертикальные штрихи в окнах на первом плане, с затемнениями дают ощущение стекол у которых есть вот эта параллельная структура отражения света, затемнения ближе к крыше и внутри проемов дает ощущение объема, глубины туда, внутрь комнаты. Вертикальная штриховка на втором доме  и чуть шире и с поправкой на перспективу мы явно видим ее дощатость! Лохматые вольные штрихи  на деревьях без всякого вырисования листочков дают впечатление листвы. А горизонтальные короткие штрихи на дальнем доме создают ощущение поверхности из старого кирпича или камня.

 Самое светлое непрерывное пятно навеса над лестницей, самые мелкие детальные прорисовки перил и самое темное место, сгущающееся вокруг этой лестницы , сразу притягивают глаз: вы опускаетесь вдоль линии деревьев, по этой белой полосе переходите к балкону переднего дома, замечаете там неожиданно стоящую фигуру, прислонившуюся к окну, всматриваетесь в эти окна, от них поднимаетесь наверх к крыше и по трубе двигаетесь к домам дальше - один за другим, до темных деревьев на горизонте - от которых снова перепрыгиваете к верхушкам легких деревьев и снова скатываетесь по ним вниз.
,


Деревья тоже не абстрактные - у высоких мелколиственных видна их вертикальная  форма, но ближе к нам деревья крупнолиственней, с округлыми купами, несколько стратегически проложенных пятен тени показывают нам стволы и ветви. Самые ближние кроны опять же не хаотичны - мы видим, что их верхние части светлы, а там где шары из листьев загибатся вниз, начинаются тени. И тени эти не только  несколькими пятнами дают впечатление объема, но и ненатужно обрисовывают подчеркивают светлое пятно навеса над лестницей.

Вот про что я говорю о штрихах в наброске - если штриховка лежит в пустом месте, посреди поверхности или фона, она ничему не служит, нацарапана там даром и только раздражает глаз. Штриховка должна быть там, где она работает на разделение двух поверхностей, обязательно отчетливо доходить до этой границы и рисовать одновременно то, что по обе стороны границы. Держу пари, вы даже не заметили, как ловко для нас была создана контрастная полоса навеса, только глаз отметил бессознательно приятность этой отчетливости. А она создана логично и обдуманно - вертикальной штриховкой дощатого дома, доходящей ровно до контура и создающей глубину фона, потом всеми этими утемнениями среди листвы, затем темнотой под навесом и четко-черными пятнами нижних окон.

Дома в глубину уходят еще и за счет чередования тонов - светлые крыши, повернутые к небу, на фоне выступов или стен вертикальных и потому  более темных - каждая крыша отчеркнута этой более темной вертикальной частью дома - и нам видна отчетлива, не теряется в мешанине штрихов.

И последнее - про пересчет кирпичей. Вот задняя стенка идеально показывает, как это рисовать. Короткие штрихи дают намек на фактуру, сгущаются они не произвольно, а вместе за домами, где темнее, и одновременно выполняют две функции - более плотно наложенные штрихи создают более темный кусок поверхности, но штрихи эти одновременно кирпичи и мы видим там упорядоченную структуру их. Тогда на светлом месте камни-кирпичи не нужно пересчитывать, они изредка свободно тут и там возникают, чтобы мы не забыли о фактуре всей стены. И без всяких расчерченных клеточек и пересчитанных квадратиков мы легко домысливаем и  охотно видим кладку на этой стене.

То есть в этом наброске есть все - богатство тонов при реальной их ограниченности, разнообразие фактур без начетнического пересчитывания их, красивые свободные линии - ни одна из которых не случайна и не безвольна, художник отвечал за каждую линию тут, за каждый штришок, ни одна чернильная черта не осталась брошеной сироткой. Нет лишнего, мусорного, необязательного, но все, что отобрано для оставления в рисунке,  там нужно и работает на результат.

Надеюсь вам немного понятнее, куда двигаться, и  станет яснее видно на будущее, отчего один рисунок плох,  а второй хорош. Успехов в рисовании  городских набросков!:)
Предыдущие посты в этой серии - art_for beginners

@темы: рисование