Меняю картину мира на панораму Вселенной
Оригинал взят у [info]dreamer_m
в Архетип в сказочном сюжете

Начну с определения, потому что слово «сказка» обросло коннотациями всяко не меньше, чем слова «архетип» или «имидж».

Сказкой в этой серии постов я буду называть любое художественное произведение, содержащее в себе чётко выраженный сюжет , а также понятные читателю указания на то, что участники сюжета, его предметы и/или места действия не относятся к обыденности этого читателя (а относятся к специальному «сказочному пространству»).

Такое определение отличает сказку от, например, того вида мифа, который является «объяснялкой» для реалий, вполне знакомых читателям, а также от басни/дидактического текста, который имеет подчёркнутую «мораль», приоритетную по отношению к сюжетному содержанию. Оно также исключает из рассмотрения реалистическую художественную прозу - по крайней мере, до того момента, когда она устаревает становится произведением о странном мире предков, незнакомом его потомкам, после чего такое произведение уже может работать для них «сказкой». Определение исключает также все тексты, не образующие связной сюжетной последовательности – обычное дело для лирики или постмодерна, а также для описательных фольклорных текстов, вроде баек о стране Кокань. Зато включает на общих основаниях, например, спектакли и балеты, многие художественные фильмы и мультфильмы. Изрядная часть «героического» эпоса тоже оказывается коллекцией сказок, пусть и не волшебных. Мало того, художественные (псевдо)исторические книги и фильмы тоже уверенно распознаются современным человеком как сказка.

Устранённость из обыденности делает сказку подчёркнуто неприменимой для целей хозяйственно-технического описания мира. читать дальше


Чем заняться в сказке

На первый взгляд, узнавать архетипы в сказках проще всего по характерным для них действиям, кочующим из произведения в произведение. Вот добрая фея/маг/джинн, они чудесным образом выполняют желания главгероя. Вот злая мачеха, она сплавляет главную героиню в какое-нибудь место поопаснее, с бабами-ягами. Вот конёк-горбунок/серый волк, он носит главного героя и даёт ему советы, как подвиги совершать.

Но лишь второстепенный персонаж может позволить себе ограничиться сугубо «ролевыми действиями» - только давать умные советы, или только создавать для главгероя артефакты, или только стоять всю сказку на балконе и ждать, когда главгерой добежит, чтоб жениться. Стоит персонажу стать главным или хотя бы достаточно заметным, чтобы его действий в сказке была целая сюжетная последовательность, так сразу в тексте (на сцене, в фильме), в дополнение к описанию его действий, появляется ещё вот какая важная информация:

читать дальше


Архетипы, времена и нравы

Если бы структура сказки зависела только от территории и этнической принадлежности сказконосных голов, о чём говорилось в конце предыдущего поста, это было бы ещё полбеды. Но сказки же ещё и со временем меняются. Этот факт может быть неприятным открытием для тех, кто надеется видеть в сказке прямо так сразу мудрость тысячелетий, в неизменном виде волшебным образом дошедшую. К сожалению, как только мы получаем возможность посравнивать одни и те же сказки, записанные в разное время, мы довольно быстро видим, что «всё не так было» и что текст меняется раз в сто лет минимум, если не чаще. Хотя, казалось бы, сказка ну почти та же самая.

читать дальше

@темы: типологии, сказки