Меняю картину мира на панораму Вселенной
16.11.2012 в 01:24
Пишет  Луче Чучхе:

Про "другие времена" и "другие нормы"
(...)
С физическими кондициями все понятно. А с психологическими дело, мне кажется, обстоит так: чем более зрелая и цельная личность, тем в среднем легче и менее травматично переносятся стрессы. То, что у юной девочки вызывает истерику и депрессию, у взрослой тетки вполне может вызвать ироничный смешок. То, что человека _уже травмированного_ добьет, то человека не травмированного или хорошо пролеченного разозлит. А мы уже знаем, каковы примерно условия для выращивания сильных и крепких людей, и это вовсе не условия, когда считается "нормальным" бить этих людей, насиловать, выбрасывать на свалку, продавать в рабство, считать вещью или человеком не вполне полноценным от природы. От таких норм чувство собственной ценности, дающее преимущество в выносливости, не крепнет, а хиреет, и выстаивает или у тех, кому повезло, или у особенно стойких. Так что по первому пункту выросшие в среде, где их личность менее ценна, скорее будут проигрывать в выносливости выросшим в уверенности, что они ценны, важны и достойны как можно более лучшего обращения.
Теперь относительно тренированности. Здесь возможна путаница - вот эту привычность к какому-то уровню насилия или пренебрежения можно счесть "тренировкой". Но тренированность - это вовсе не всякая привычка. Тренированность - это как у спецназовца. ))) Ну, я утрирую - возьмем любого человека, который через тренировки повышает свой уровень стойкости. Он, конечно, во время тренировок получает много ударов, но суть тренировки заключается именно в том, а) чтобы эти удары всегда были переносимы, чтобы тренирующийся так или иначе с ними справился, и б) чтобы он не был в происходящем беспомощной жертвой. В конце концов он как минимум дал согласие на тренировку, а то и был ее инициатором, у него есть четкая цель, а значит не он объект воздействия, а он субъект обучения - он достигает своей цели, учится. В общем, когда вы участвуете в боксерском поединке - это, по-моему, сильно отличается от ситуации, когда на вас старший родственник набрасывается с кулаками.
Ну и еще несколько моментов:
- людей обычно не начинают тренировать на спецназовцев с рождения;
- спецназовцем сможет стать далеко не каждый, подозреваю, многие не потянут;
- некоторые виды травмирующего воздействия действуют не как прямой удар, а исподволь, так что аналогию с тренировкой не очень-то и проведешь. Например, сложно с пренебрежением и объективизацией бороться теми же способами, что с нападениями - тут совсем другие качества нужны, другие навыки, другое все. Сложно представить, как на человека не обращают внимания или считают вещью, а он такого воздействия все крепчает и крепчает, личность его все укрепляется и укрепляется.
В общем и целом, если человек привык именно к насилию и пренебрежению, то он, конечно, может довольно спокойно переносить каждый очередной эпизод насилия и пренебрежения, и у невнимательного наблюдателя может создаться впечатление, что это от "силы" и тренированности, а потому страдания там нет. Но на деле в случае, когда сформировалась такая привычка, страдание приобретает уже другой вид - вся личность человека деформируется, часто необратимо, ощущения соответствующие;
(...)
URL записи

@темы: материалы, психология, работа с текстом