Меняю картину мира на панораму Вселенной
24.03.2013 в 02:36
Пишет Lis_Uliss:Здесь будет какой-то квазибред про MP, кто не в теме - проматывайте
Кривотезисы и размышления о множественной личности при отсутствии наличия выборки
Множественная личность, если она паталогична (а я верю, что бывает иначе) - это организм, застрявший в состоянии вечного перехода. Вечного даже не обряда инициации, а самой инициации как таковой.
То есть - да, правильно! - множественная личность с точки зрения гуманитарной - это личность, угодившая в сказку, да так в ней и увязшая. Личность, для которой happily ever after находится очень далеко и маловероятно.
Даже более того, паталогические множественники сами несут в себе мир сказки, её неповторимые стилистические особенности, основанные на личном опыте и личной травме - и клишейные мотивы, позиции и архетипы, основанные на кросскультурных особоенностях того слоя общества, где находится множественник. Это такой вечный день сурка, вечером которого угодивший в сказку человек уже чувствует себя настолько вымотанным, что с ним происходит всё то, чем его стращали.
А потом приходит вчерашнее утро, опять.
Мы (николайвторой) пока говорим о паталогических множественниках. Потому что множественник интегрированный, равно как и пришедший в согласие с собой медиальщик - это "Бесконечная история", это динамика постоянного развития, и сказка каждый раз рассказывается по-иному, преподает новый урок - и, что главное - её герои по завершению обряда живут еще долго и довольно продуктивно.
И я - нет, не разбираюсь во всех мифах всех народов (хоть и надо бы), поэтому буду говорить о постримской европейской ментальности, даже колониальной, чтоб уточнить: и Северная Америка тоже. Хотя, возможно, и не вся. Что-то мне кажется, что множественность в других культурах проявляется по-другому.
Я сейчас не буду брать крайние случаи типа одержимостей духами. Да, это безусловно множественность. Но при ней слоится не личность, а Тень. И, возможно, Зверь. Они отслаиваются от эго, а потом расслаиваются на более или менее отдельные сущности. Одержимость бесами - вообще тема, которую я шарю на троечку, и говорить в этом посте о ней буду только вскользь, если вообще буду.
Да. Так вот.
Паталогическая множественная личность - это, как мне думается - мир сказки. С конкретным архетипическим делением. Деление происходит в зависимости от травмы, возраста, опыта, эмоционального и интеллектуального уровня "носителя" и много чего еще.
И вот дальше пойдёт это самое деление - пока в набросках, как я его вижу.
Итак, в семью входят:
0. Сам "носитель", "корневая личность". В системах свободных, непатологических корневая личность - просто один из семьи. Возможно, глава семьи, возможно, любимое дитя семьи, возможно, отстраненно-равноправный партнер или как-то еще. В системах патологических носитель - герой, проходящий инициацию из мальчика в мужчину, из девушки в женщину. Притом герой застрявший. Даже более того: герой ложный. Бабина дочка, купеческий сын, да. Недостойный. Отвергнутый, брошенный, презираемый многими - но не всеми, это важно - частями семьи. Часто носителя оберегают некоторые представители семьи, прячут его и не дают пройти инициацию миром, потому что это "слишком опасно для всех". И часто носителя вообще не видно. Мало того... знаете, иногда носитель сам свято верит, что его здесь и нет.
1. Антагонист. Трикстер-почти-злодей, "не я", тот, кто во всём виноват. Тот, на которого переносится двоякая роль. Он - лакмус растождестления. В нём и Тень - то, что очень хочется, но наказуемо и нельзя. В нём и Тень социума, Супер-Тень: то, что порицаемо в обществе, но всё равно с тобой сделают, а ты молчи. Антагонист обычно жаждет навредить, подставить носителя - а потом его же и наказать. Он нарушает покой, он поднимает старые травмы - и показывает их, и говорит о них, пока они не будут проговорены и решены. А решены они при такой жизни, как у травматика с патологической нелюбовью к себе, быть никак не могут. И да. Антагонист крайне общителен. Антагонист есть всегда. Он - лицо травмы. И он часто появляется в последний момент. Когда всё слишком хорошо. Или когда кажется, что хуже быть не может. У него беда с эротизмом, беда с дурманом, беда с агрессией. Он ничего не пытается сохранить для себя - поэтому он не злодей. Он никого не защищает - поэтому он не герой. Он - ожившее воспоминание. Но очень, очень настойчивое.
2.1. Что вполне логично, Жертва. Тот, кто примет на себя выходки разбушевавшейся Тени, родных, начальства, здоровья, социума, вселенной. Жертв бывает несколько (если было несколько травм). У них разный возраст и интеллект, но чаще это дети. Также это часто люди с ограниченными возможностями. Это архетип Ребенка. Ребенок запеленут и не может противостоять никому и ничем. Но он чист, поэтому для него опасность и боль меньше. Мало того. Какими бы взрослыми и мудрыми не казались Жертвы, они - неразвитые личности. Потому что они Ребенок. Они еще не знают, кем им быть. У них часто нет имени. Иногда в состоянии жертвы пребывает корневая личность.
2.2. Альтернативный Ребенок. Не жертва. Ребенок, с которым ничего такого не случалось никогда. Ребенок, работающий Полианной для всех окружающих. Тот самый младенец, устами которого глаголет истина и бог.
3. Ребенка должен кто-то защищать. И вот тут появляется Защитник. И появляется он тем активней, чем страшней была травма. Это - классический мифологический герой. Если травма нанесена близкими-знакомыми, и была (сравним с болью) длительной, тупой, но терпимой на уровне "я почти справляюсь с этим сам", либо неосознаваема ввиду малых лет, имеем героя первого поколения. Большой дядька Святогор лежит себе на земле и в ус не дует. И только в случаях, когда опасность хуже смертельной, переносит жертву подальше отсюда. Это дед-предок, ребята. А помогает он нечасто потому, что... ну, потому что лежит. На земле, да.
Если травма была острой, резкой, страшной, сломала герою пубертат и не дала вырасти - имеем героя второго поколения. У него есть звериные черты, он ловок, быстр и удивительно силен. Он дерется, он умеет терпеть боль и... Ярость-пьянство-эротизм. И у него проблемы с законом. Потому что он сам подросток. Он Старший Брат, на которого хочется ровняться, но который еще не взрослый на самом деле, сколько бы лет ему ни было.
Если травма тупая и вообще не связана с близкими людьми, а скорее социально-физиологического вектора, имеем героя третего поколения. Он обязательно мастер на все руки, он отличный стратег, тактик и черта в ступе - но у него бывают и ошибки. Которые он осознает и стремится исправить. Он себя обычно контроллирует, знает, что почем и может решить проблему не только силой, но и хитростью и умом. Пожалуй, это самый взрослый защитник, и наименее смертоносный для окружения.
Если травма - острая социальная проблема или острая беда со здоровем, имеем четвертый тип героя. Негероя. И он предпочитает бежать. Он предпочитает всё бросить, отгрызт себе лапу и сбежать с поля действий куда бы то ни было. Часто сливается с ребенком, жертвой или корневой личностью. Или всеми сразу.
Защитников может быть много, защитники могут сочетать в себе разные типы.
Из форма часто соответствует идеалам возраста, в котором нанесена травма. Большой-добрый-спокойный-надежный. Или бунтарь-революционер-сопротиляющийся системе. Или мудрый-ловкий-с железной выдержкой. И так далее.
По ним пока всё.
Да. Защитники проявляются не всегда. В отличие от антагониста и кое-кого еще.
4. К слову о Контроллере. Вот этот тип - почти злодей. Он вышел из эго и впитал в себя худшее из супер-эго. Лучшее, впрочем, тоже. Его цель - не ваш покой и благо, а наш покой и благо. Если ради стабильности, покоя и комфорта надо задавить корневую личность - он её задавит. Если надо предать - предаст. Купить - купит. Нет, у него есть принципы. Но главный из них - безопасность семьи. Не своя, заметьте. Поэтому он всё же не совем злодей. А еще - потому, что в семью входят не толко те, кто внутри, но часто и те, кто снаружи кожи.
Обычно у этих типов нереальная, кощейская жажда знаний и скорость их усвоения - будь то сто новых способов печения прожков или новый язык программирования. Контроллер - это родитель, которого не было рядом. Или учитель. Тот, кто мог бы спасти, дать совет, научить, как бороться. Даже волшебный спутник временами...
5. Дева-орешек.
6. Богатырь-девица.
7. Тёмная.
8. Зверь.
9. Наставник, он же даритель.
10. Комедия дель арте, типы. Большой-большой маленький пункт.
11. Члены семьи наружной, которые как-то затесалис вовнутрь. Смешанные типы.
эту часть я допишу потом, поскольку ус-тал...
Конечно, чем интегрированней с собой множественник, тем менее архетипичны и более живы члены его внутренней семьи...
И конечно - все множественники могут в себе сочетать почти каждую из позиций и категорий, создавая тем самым удивительные миры.
В патологических случаях - миры бесконечной войны. В случаях более-менее уравновешенных - просто миры. И сложно миры. Очень-очень красивые.
Продолжение и реформа вышенаписанного - по мере пробуждения и возвращения мыслей в мозг.
До скорого!
URL записи
@темы: мир