Мориарти (8)На этот раз немного. Временно приходится заниматься скучными делами. Когда все же нашлось свободное время, решила написать о Джиме, но немного уклонилась в сторону.Как я писала раньше, я считаю, что образ Джима из IT понадобился создателям "Шерлока" для того, чтобы одновременно и намекнуть на сущность чувств, которые Джим Мориарти испытывает к Шерлоку, и не сказать ничего прямо, поскольку признать, что Мориарти в буквальном смысле слова влюблен в Шерлока, значило бы дать части аудитории повод возмутиться тем, что на экране опять выведен gay villain, голливудский образ преступного гея, привычный вплоть до 1980-х годов, но потом постепенно ставший вызывать резкое неприятие (о том, что в последние десятилетия критики враждебно воспринимали даже те образы злодеев, которые были похожи на геев, хотя прямо об их ориентации и не говорилось, я кратко написала в
записи о Скаре из "Короля Льва"). А поскольку многие зрители все еще неохотно принимают геев в качестве главных героев, с которыми они могли бы себя отождествлять, получается, что несмотря на возросшую терпимость западного общества, геи появляются в кино или на телевидении в основном либо как главные герои в фильмах, снятых для сравнительно небольшой аудитории, либо как второстепенные герои в фильмах для большой аудитории.
читать дальше Если же гей все-таки оказывается в центре фильма, предназначенного для массового зрителя, то можно не сомневаться, что это или байопик (и зритель принимает ориентацию главного героя как данность), или фильм, в котором весь сюжет крутится вокруг ориентации героев, причем они вызывают либо жалость ("Филадельфия", "Горбатая гора"), либо смех ("Птичья клетка", "Я люблю тебя, Филлип Моррис"). Смех, конечно, добрый, но зритель (напоминаю, речь о массовом зрителе) смотрит на героев со стороны, все время помня, что они отличаются от него сексуальностью. Среди популярных фильмов, таких, как "Идентификация Борна", "Миссия невыполнима", "Матрица", "Аватар" и т.д., в которых, казалось бы, главное — приключения героев, а не их личная жизнь, нет таких, где главный герой был бы открыто показан геем или хотя бы бисексуалом. Я сперва хотела написать "где главный герой был бы геем или бисексуалом", но потом вспомнила, что фильмы Ричи о Шерлоке Холмсе тоже вошли в число самых прибыльных серий фильмов, а "Шерлок" очень популярный сериал. Разумеется, эти фильмы не имели бы такого успеха, если бы Гай Ричи и создатели "Шерлока" не пошли стопам Билли Уайлдера, скрыв гомоэротический подтекст под завесой юмора, а также не забыв и непременной роковой женщины, историю с которой каждая категория зрителей понимает по-своему.
Я уже цитировала отрывок из интервью Марка Гэтисса в Buzz Magazine (2010): "... я не думаю, что хотел бы делать что-то вроде передачи о геях. Гораздо интереснее, когда это не единственная проблема. И в равной мере, я нахожу заигрывание с гомоэротизмом в "Шерлоке" гораздо более интересным. Разумеется, это отражает широкую панораму странностей натуры каждого; есть хорошие геи и плохие геи. Мне бы не хотелось делать фильм, весь посвященный одной теме — тому, как быть геем". Дальше он говорит о том, что хотел бы снять, например, триллер, с главным героем-геем, но так, чтобы это был не "триллер о гее", а триллер, герой которого просто оказался геем. И то, что он гей, зритель узнавал бы, к примеру, только через 45 минут после начала фильма, когда герой, придя наконец домой (видимо, после приключений), встречался с партнером. "Это было бы, на мой взгляд, подлинно прогрессивно" — заключает Гэтисс.
Думаю, он имеет в виду то, о чем я говорила выше: есть фильмы, в которых зрителям интересна прежде всего не любовная история, а именно приключения героев — разведчиков, детективов, простых граждан, угодивших в разные странные истории, воинов и магов и т.д., но все равно эти герои никогда не оказываются геями, геем в лучшем случае может быть напарник главного героя, как в фильмах "Без компромиссов" (Blitz) или "Поцелуй навылет" (Kiss Kiss Bang Bang). Так происходит, видимо, потому, что большинство мужчин хочет представлять себя на месте главного героя, а большинство женщин чувствует себя неуютно, если понимает, что этот герой никогда бы не смог влюбиться в представительницу их пола. Но догадаться, что кто-то гей, если это не совершенно стереотипный пародийный гей, могут далеко не все зрители. И если режиссер пойдет на уловку и просто не будет признаваться, что главный герой гей, а предоставит зрителям догадываться самим — кто как сможет, то вполне вероятно, что фильм может оказаться коммерчески успешным.
Однако если уклониться от ответа на вопрос о сексуальности главного героя, то и о его антагонисте придется промолчать, потому что иначе этот последний оказался бы "плохим геем", которого не уравновешивает "хороший". Но все же, намекая на проявления сексуальности отрицательного героя, сценаристы и режиссеры могут себе больше позволить, и сам он может себе позволить больше. Я писала о Мориарти в первом сезоне тут (и раньше), но не упомянула об одном моменте в конце «Большой игры», который мне очень нравится.
Шерлоку не терпелось увидеть Мориарти*, чтобы узнать, затеял ли тот свою сложную игру лишь для того, чтобы отвлечь его от поиска флешки с чертежами ракет, или все таки не обманывал, уверяя, что для него важен просто азарт игры, а еще больше — сам Шерлок ("мы созданы друг для друга"). И вот он протягивает флешку (свой "подарочек в честь более близкого знакомства") Мориарти, тот берет ее, и, глядя ему в глаза, целует ту часть флешки, которую только что касался пальцами Шерлок.
Хотя этот жест откровенен (мне вспомнилось из Лукиана "губы прикладывая к тому месту, которого он коснулся"**), но Джим и тут играет с Шерлоком, дразнит его, заставляя усомниться в значении поцелуя — а вдруг Мориарти так эксцентрично выражает радость от того, что заполучил чертежи? Но тот неожиданно говорит: "Скучно. Я мог бы их заполучить где угодно." Флешка летит в воду. Так Джим отвечает на вопрос Шерлока, затевалось ли все ради чертежей, и подтверждает свои слова "дело в тебе и во мне".
* Шерлок сам назначает место и время встречи, как и в последней серии второго сезона, когда он повторит слова Джима "Выходи поиграть". Вспомнила рассказ Брэдбери о мужчине (с именем Дуг (Дуглас), которое носит и полуавтобиографический персонаж "Вина из одуванчиков"), решившем разыскать и убить друга детства, которого когда-то часто вызывал поиграть, бросая камешки в его окно, и который за все эти годы ни разу не вызвал так его самого ("ни разу не послал ранним утром песни к моей постели, не швырнул в чистые стекла свадебный рис гравия, вызывая меня на улицу, в радость летнего дня"("Идеальное убийство")). А вот Джим не может упрекнуть в том же своего врага, Шерлока.
** На случай, если кто-нибудь скажет, что Лукиан тут не при чем, подчеркиваю: просто мне всегда вспоминаются эти строки, когда смотрю на Джима с флешкой. Не удержалась и процитировала. А у Лукиана, кстати, речь шла о чаше, которую Ганимед подавал Зевсу на пиру, и слова эти произносила Гера, ругая мужа, думавшего, что она не замечает или не понимает подобных жестов.
О втором сезоне еще не дописала.