25.09.2010 в 19:36
Пишет
AyaKudo:
Гендерная социология.Предмет "Гендерные исследования в социологии", изучения которого я добивалась через учебную часть, оказался исключительно интересным. И полезным не только мне, но, как я думаю, многим моим ПЧ.
Мой друг посоветовал мне написать об этом пост, поскольку это интересно будет не только слушать от меня, но и читать.
Сегодня я расскажу о том, о чём мы говорили на паре Нартовой Н.А., чья лекция натолкнула меня на эти размышления.
В XX веке в мире существовало несколько подходов к гендерной идентичности.
Первый подход принадлежит Джудит Батлер и носит название "Гендерная субъективность".
Цитата: "Гендер является повторяющейся стилизацией тела, совокупностью воспроизводимых действия внутри крайне жестких регулятивных рамок, которые застывают во времени и тем самым производят видимость сущности, естественного образа бытия".
Что имела в виду Джудит? Гендером нас "маркируют" при рождении, глядя на первичные половые признаки. Теория Джудит Батлер основа на двух основных столпах: цитативность и перформативность.
Объясняю эти страшные слова.
Цитативность - грубо говоря, возможность взять откуда-то цитату. В данном случае - пример. Если человек в процессе взросления и созревания осознает себя каким-либо образом и имеет перед собой подходящий пример в окружающей его культуре, он следует ему. К примеру, гетеросексуальный мужчина воспринимает своего отца как пример и может идентифицировать себя как гетеросексуального мужчину. Гетеросексуальная женщина воспринимает свою мать как пример и может идентифицировать себя как геторосексуальную женщину.
И таких образцов, "идеалов", может быть огромное количество, потому что идеал должен быть не только в сексуальной идентичности, но и в этнической, и в гендерной, и в социальной и т.д.
Идентичность - это не некая законченная индивидуальность, идеал; идеалы многочисленны, человек может выбрать себе любой норматив социального поведения за идеал.
читать дальше
Проблемы начинаются тогда, когда человек не может обратиться к цитативности. Когда примера, с которым он чувствовал бы соответствие, попросту нет. Ведь то, какие модели поведения мы для себя выбираем, напрямую зависит от того, какие образцы мы видим в культуре.
К примеру, культура не принимает транссексуальность за счет того, что однозначных массовых примеров мужского гендера в женском теле не существует. За счет этого транссексуал FtM сталкивается с серьёзной проблемой - что делать, когда нет примера моей самоидентификации? Кто я? Имею ли я право на существование? Многие транссексуалы пытаются подстроиться под общество, в котором живут, что ломает им психику и жизнь. Многие пытаются выстроить своё поведение, не опираясь на цитативность - к примеру, MtF надевает платье с декольте и идёт на улицу, где в лучшем случае сталкивается с непониманием, в худшем - с насилием, и закрывает для себя этот путь.
В культуре всё должно быть "однозначно". Ты женщина? Одевайся как женщина, веди себя как женщина, имей женские первичные половые признаки. Ты мужчина? Одевайся как мужчина, веди себя как мужчина, имей мужские половые признаки. У тебя нет соответствующих половых признаков? Тогда сделай их себе, иначе мы откажемся тебя идентифицировать.
И отсюда мы переходим ко второму "столпу", на котором держится понятие Джудит Батлер о гендерной субъективности.
Перформативность - конституирование субъекта посредством действия. Теперь по-русски. Некоторые выражения нашей речи обладают статусом, соотносимым с действием.
Самая первая гендерная идентификация:
"Поздравляю, у вас девочка!" - до этих слов врача ребёнок, конечно же, был женского пола, но, как своеобразный кот Шредингера, не имел гендера; эти слова обрисовали гендерную идентичность ребёнка его родителям.
"Объявляю вас мужем и женой" - как стояли два придурка в ЗАГСе, так и стоят, но их социальная функция, их социальная идентичность изменилась.
Гендер как таковой перформативен, т.к. существование и производство "мужского" и "женского" возможны только в действии.
Я - женщина. Я не "веду себя по-женски", поэтому я женщина. Я - женщина, поэтому я себя так веду.
В транссексуальности происходит постоянная путаница причины со следствием.
Человека отказываются идентифицировать за счет его поведения. Если биологическая женщина ведёт себя как мужчина, считается, что причина этого заключается не в том, что она на самом деле - мужчина. Но в чем тогда? Культура этого не знает, она не имеет соответствующего примера, чтобы женское тело имело мужскую идентичность. Значит, такой индвидуум существовать не может. Нужны изменения. Либо женское тело должно стать мужским, либо мужская идентичность должна стать женской. Третьего не дано, точнее, дано, но это самое сложное - изменить идентификации в культуре как таковой, добавив туда понятие трансгендер FtM (что в итоге и произошло, но, к сожалению, пока - только на словах).
С серьёзной проблемой сталкиваются также транссексуалы MtF. Ведь одна из основных женских функций - вменённое родительство. У многих женщин собственная идентификация идёт за счёт понимания того, что она может родить ребёнка. А транссексуал MtF, такая же полноценная женщина по внутренним показателям, ребёнка родить не сможет НИКОГДА. И что говорит общество? Правильно. Ты не можешь родить ребёнка - ты не женщина. По нормам культуры женщина МОЖЕТ, а иногда и ОБЯЗАНА продолжать род.
Отсюда Джудит Батлер делала вывод о том, что гендерная идентичность напрямую зависит от физического пола, с которым мы родились.
Она говорит о том, что пол - это социальная норма/практика, которая накладывается на тела и маркирует их, регулирует, управляет. Не тело "имеет" пол, а пол накладывается на тело и маркирует его.
"Гендер" же как система вменённых различий и правил/действий приписывается уже маркированному "полом" телу.
Для сохранения данной бинарной структуры (т.е. механизма управления) регламентируется желание и четко легитимируется гетеросексуальность.
Джудит Батлер описывает схему "Гетеросексуальной матрицы".
Гетеросексуальная матрица - это совокупность соответствия трёх признаков: пол, гендер, желание.
Мужской пол, мужской гендер, гетеросексуальное желание к женщине.
Женский пол, женский гендер, гетеросексуальное желание к мужчине.
Это норма. Как только нарушается какой-либо из пунктов этой совокупности, человек моментально выпадает из культурной нормы и не может подобрать себе подходящей цитативности.
Любые "идентичности" становятся доступными нашему понимаю, когда мы видим культурно конституированный пол в соответствии с осознаваемыми стандартами гендера и желания.
Когда нарушаются аспекты матрицы, культура вычеркивает из себя такого индивида либо заставляет его меняться.
Пример: мужской пол, мужской гендер, гомосексуальное желание. Матрица не работает. Нужно менять желание. Итог: гомосексуальность.
Пример: мужской пол, женский гендер, гетеросексуальное желание к мужчинам. Матрица не работает. Нужно менять гендер. Итог: транссексуальность.
А теперь самое прикольное.
Пример: женский пол, мужской гендер, гомосексуальное желание к мужчинам. Матрица не работает ВООБЩЕ. Если с нарушением одного признака культура смогла смириться, создав "Гомосексуальную матрицу" на основе гетеросексуальной, то после нарушения двух аспектов у культуры наступил катарсис. Не бывает такого, чтобы баба была мужиком и при том ещё и геем. Ей надо либо менять пол, либо ориентацию, либо проще пойти убиться.
И ведь идут и убиваются, знаете. Ложатся под нож, не желая этой операции, потому что иначе общество их не примет, их вычеркнут как культурную прослойку. А тем, кто не ложится под нож, приходится совсем тяжко. Большая часть транссексуалов (трансгендеров) идут на оперативное вмешательство не потому, что им этого хочется, а потому, что в противном случае их отказываются принимать такими, какие они есть.
В настоящее время культура расширяет свои границы, т.к. только за счет существования таких "исключений", не желающих меняться, границы культурных рамок ломаются. Делать-то нечего, люди такие есть и были всегда, и для них должно появиться определение, идентификация и цитативность.
Вопрос в том, когда.URL записи