Меняю картину мира на панораму Вселенной
(c) Капитан Г.Б.

На протяжении всей своей истории человечество было подвержено различным инфекционным заболеваниям, которые, являясь одной из ведущих причин смерти, унесли миллионы человеческих жизней. Даже после того, как было установлено, что инфекцию вызывают болезнетворные микроорганизмы, длительное время не существовало эффективных средств для их лечения. Препараты, созданные на основе ртути, мышьяка, серебра и т.п., и которыми пытались пользоваться в лечении инфекций, отличались высокой токсичностью и низкой эффективностью. Первые вещества, губительно воздействующие на микроорганизмы, но приемлемые для человека, были обнаружены только в 30-х годах 20 века среди производных синтетических красителей. Именно они получили название сульфаниламиды или "химиопрепараты", а процесс лечения был назван «химиотерапией», хотя сегодня под химиотерапией обычно подразумевают только лечение онкологических заболеваний, что не совсем верно.

Прогресс в лечении инфекционных заболеваний наступил только тогда, когда ученые научились использовать в своих целях такое явление, как антибиоз (антагонизм) бактерий. Дело в том, что бактерии, так же как и другие живые существа, вынуждены вести между собой борьбу за существование. И основным оружием в этой борьбе являются специальные вещества, вырабатываемые одними видами бактерий, и губительно действующие на другие виды. Именно эти вещества и называются антибиотиками.

В 1929 году английский микробиолог А. Флеминг открыл первый антибиотик – пенициллин. Это стало воистину одним из самых выдающихся открытий XX века, которое ознаменовало начало новой эры в биологии и медицине — эры антибиотиков. Казалось, нашлась панацея, навсегда избавляющая человечество от всех инфекционных бед. И действительно, благодаря находке лекарственных препаратов, убивающих или препятствующих росту микроорганизмов, были спасены миллионы жизней. С 40-х годов все новые и новые классы антибиотиков широко вошли в медицинскую практику, а к 70-м годам 20 века сложилось впечатление, что все основные инфекционные заболевания уже побеждены.

Однако очень скоро выяснилось, что праздновать победу над болезнетворными микроорганизмами рано, превосходство человека над природой получилось иллюзорным. Более того, вопрос о том, кто кого — мы микробов или они нас — приобрел неожиданную и драматическую остроту.

Впервые недостатки чудо-лекарств обнаружились уже в первые годы их применения, когда стали появляться на редкость живучие бактерии, способные противостоять антибиотикам. Погибали лишь наиболее чувствительные к ним микробы, а самые сильные выживали, причем в их клетках происходила приспособительная реакция, — они мутировали. Новые микробы-мутанты научились не только укреплять свою оболочку, через которую раньше проникало смертельное для них лекарство, но стали умело выбрасывать молекулы антибиотиков наружу. Таким образом, лекарство не оказывалось как раз там, где оно было необходимо прежде всего. Другая изощренность – микроб вообще переставал производить молекулы-мишени, на которые нацелен антибиотик. Или же вырабатывал нейтрализующие препарат ферменты в таком избытке, что никакого лекарства не хватало. Кроме того, у бактерий нередко стали меняться уязвимые места, служившие мишенью для антибиотика. В результате антибиотик, эффективно сработавший однажды, в другой раз становился бесполезным для того же человека с той же болезнью. Мало того, что измененные микроорганизмы преодолевали силу лекарства, но они передавали свою устойчивость по наследству и даже «делились информацией» с бактериями других видов.

До последнего времени медицине все-таки удавалось одерживать верх над болезнетворными микроорганизмами путем поиска и применения новых антибактериальных препаратов. Сначала новые антибиотики получали из природных продуктов, потом научились их синтезировать, появились полусинтетические модификации природных молекул, затем полностью синтетические антибиотики.

Однако, появившийся огромный выбор антибактериальных препаратов только усложнил задачу. Массовое и бесконтрольное (до сих пор в аптеках возможна безрецептурная продажа антибиотиков, что по современным международным правилам абсолютно недопустимо), а зачастую и неправильное их применение привело к ускорению мутаций и возникновению устойчивых бактерий в невиданных ранее масштабах.

Особенность наблюдаемого сегодня кризиса антибактериальной терапии состоит не только в огромном количестве резистентных микроорганизмов, но и в отсутствии препаратов, даже самых современных, к которым отсутствовала бы резистентность тех или иных возбудителей. Более того, появились бактерии, устойчивые ко всем существующим на сегодня антибиотикам. Если в прошлом фармацевтическая промышленность решала проблему резистентности путем производства нового, более эффективного антибиотика, то на сегодняшний день не существует никаких принципиально новых классов антибиотиков, приемлемых для клинического применения в ближайшее время, а разработка новых препаратов обычно занимает около 10–15 лет.

К сожалению, сложившаяся ситуация во многом вызвана неразумным отношением всего общества (как больных так и врачей) к антибактериальным препаратам. Давнее знакомство с этой группой препаратов до сих пор не мешает назначать и применять их неразумно и бессистемно. Злую шутку сыграла с нами привычка самостоятельно принимать антибиотики по любому поводу, при малейшем намеке на инфекцию. По оценкам американских ученых, в каждом втором случае антибиотики принимаются неоправданно или без рекомендации врача. Результаты такого применения налицо.

В значительной мере неправильному использованию антибактериальных препаратов способствовали также различные заблуждения и “мифы” об антибиотиках и антибиотикотерапии. Некоторых из них продолжают бытовать до настоящего времени, и на них стоит остановиться более подробно, так как несмотря на продолжающиеся научные дискуссии, нам уже сегодня важно знать, какая антимикробная терапия наиболее правильная и безопасная, что поможет организму справится с недугом, не причинив ему вреда.

читать дальше

www.ifp.kiev.ua/doc/people/antibiotic.htm

@темы: наука