воскресенье, 22 сентября 2013
Отсюда«Сиропный» слог. Заезженные метафоры. Неуместные эмоции. Все это портит текст! Да так, что никто не дочитывает даже до середины – потому что противно.
Добросовестный автор избегает многословия и стремится представить информацию, используя наименьшее количество слов. Ведь за многословием теряется основная мысль материала. Короче, краткость - с.т.
читать дальшеПривычку использовать несколько слов там, где одного было бы достаточно, можно проиллюстрировать на следующих примерах: “достаточное число” вместо “достаточно”, “в настоящий момент” вместо “сейчас”, “в непосредственной близости” вместо “рядом”. Подобные расплывчатые формулировки первыми приходят на ум, а найти им замену - это уже задача редактора (но лучше, если автор сам потрудится сделать свой текст чище – прим. ред.).
Становится не по себе, когда два словосочетания строятся на одном и том же слове “будущее”, например, “в ближайшем будущем”, “в недалеком будущем”. Если перевести эти выражения на нормальный язык, то “в ближайшем будущем” превратится в “скоро”, а “в недалеком будущем” - в “вскоре”, “в итоге”, “наконец”, “в следующем году”, “рано или поздно”, “когда-нибудь”. А так из-за халатности автора бедный читатель вынужден гадать, о какой перспективе идет речь.
Многословие бывает разным:
1. Плеоназм. Это - избыточность как она есть. Нагромождение слов, многократно поясняющих одно и то же: “Графиня смотрела на меня с надменной, горделивой чванностью”
2. Тавтология. Когда в предложении присутствуют однокоренные слова. “Графиня взирала на меня горделивым взором”.
3. Ляпалиссиада. Утверждение заведомо очевидных фактов, граничащее с абсурдностью. “Графиня рассматривала меня, глядя обоими своими глазами”.
Ряд плеоназмов уже стал классическим объектом критики: “на пересечении Главной и Торговой улиц” (вместо на углу Главной и Торговой), “консенсус мнений” (консенсус), “полностью разрушен” (разрушен), “несмотря на тот факт, что” (хотя), “в связи с тем, что” (из-за, так как), “начиная с момента” (с), “в течение хода” (в течение), “с целью” (для).
Опыт, данные и история имеют отношение к прошлому, и поэтому нет необходимости говорить “прошлый опыт”, “прошлые данные”, “прошлый обычай” и “прошлая история”.
Подарки и контрамарки по определению бесплатные, и поэтому не надо использовать словосочетание “бесплатные подарки” и т.д.
Словосочетание “оба согласились” режет слух чересчур чувствительным людям, поскольку оба - это уже двое вместе, а соглашение - это результат совместного компромисса. “В равной степени, как и” – это уже масло масленое”.
“Вследствие” идентично “из-за”, а “свыше, сверх” вполне можно заменить “больше, чем”, так как “свыше” звучит помпезно.
Если ваша цель – добиться краткости и точности, действуйте так:
1. Вырезайте любой абзац, который не поддерживает центральную идею статьи.
2. Вырезайте слабые цитаты, примеры или сцены, если они могут быть заменены одним-двумя эпитетами.
3. Вырезайте любой абзац, который вы создали, чтобы обмануть редактора. Не вынуждайте редактора резать текст. Вы лучше знаете материал. Отметьте места для возможной правки. Может их стоит убрать уже сейчас?
4. Вырезайте фразы, слова, даже слоги.
Образцовая модель такого редактирования – ученый Вильям Зинсер. Посмотрите на отрывок из его книги «Писать хорошо» (”On Writing Well”). Зинсер демонстрирует, как он правит последний черновик своей книги. Например, Зинсер пишет о трудностях читателя: «Мои симпатии полностью на его стороне. Он не так глуп. Если читатель запутался, это вина автора статьи, который не направил его по правильному пути».
При редактировании слово «полностью» попадает под нож. Как и «он не так глуп». Как и «статьи». Как и «правильному».
Отредактированный отрывок выглядит так: «Мои симпатии с ним. Если читатель запутался, это вина автора, который не указал ему путь». 15 слов работают лучше, чем 24 слова.
5. Попробуйте порезать какую-нибудь статью. Безжалостно режьте большие куски, затем помельче. Посчитайте, сколько слов вы сэкономили. Какой это процент от целого?
Ищите и вырезайте:
· Наречия, которые нагнетают эмоции, а не меняют смысл: только, целиком, особенно, полностью, точно.
· Конструкции с предлогом, которые повторяют сказанное раньше: в этой статье, в этой истории, в этом фильме, в этом городе.
· Фразы, которые нарастают на глаголах: кажется, что; похоже, что; следовало бы; хотелось бы.
· Абстрактные существительные на основе активных глаголов: рассмотрение вместо рассматривать, суждение вместо судить, наблюдение вместо наблюдать.
· Повторы: душное, влажное утро.
|P.S. Начальный объем этой статьи – 809 слов. Урезано на 182 слова. Итого – 22% экономии.
@темы:
работа с текстом