Меняю картину мира на панораму Вселенной
23.04.2013 в 02:38
Пишет Итиль Тёмная:Виктор Рафаэльевич Дольник - Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
аннотация
Этология - наука об инстинктивном (врождённом, имеющем в основе генетические программы) поведении животных. Этологи научились распознавать эти программы и прослеживать их преобразования в эволюции. Этологи узнают общую генетическую основу внешне не очень сходных форм поведения животных, подобно тому как сравнительные анатомы находят общее между передней конечностью любого позвоночного животного - плавником рыбы, крылом птицы, рукой человека.
Этологи знают, что для достижения одной и той же цели у животного имеется не одна программа, а целый набор разных вариантов, многие из которых возникли в разное время. Программы поведения создаются естественным отбором так же медленно и постепенно, как генетические программы морфологических признаков, и отмирают столь же медленно. Об этом забывают даже некоторые биологи: нам почему-то кажется, что поведение - это нечто эфемерное. Ставшие ненужными программы могут и не исчезать, а храниться в качестве рудиментов и атавизмов, но при случае дают о себе знать. Каждый из нас может вызвать с задворок генетической памяти программу шевеления ушами (она не нужна миллионы лет), только одному для этого придётся основательно потрудиться, а у другого уши зашевелятся по первому требованию.
Этологи знают, что для достижения одной и той же цели у животного имеется не одна программа, а целый набор разных вариантов, многие из которых возникли в разное время. Программы поведения создаются естественным отбором так же медленно и постепенно, как генетические программы морфологических признаков, и отмирают столь же медленно. Об этом забывают даже некоторые биологи: нам почему-то кажется, что поведение - это нечто эфемерное. Ставшие ненужными программы могут и не исчезать, а храниться в качестве рудиментов и атавизмов, но при случае дают о себе знать. Каждый из нас может вызвать с задворок генетической памяти программу шевеления ушами (она не нужна миллионы лет), только одному для этого придётся основательно потрудиться, а у другого уши зашевелятся по первому требованию.
В основном книга об агрессивности (или её отсутствии) и иерархии (или её отсутствии), попутно касается моральных установок, свободы (весёлый наезд на гуманитарную мысль), ксенофобии и - я, как атеист, посмеялась - обосновывает религиозность (впрочем, это очень тактичный автор, который дополняет, что тема религиозности и её причин намного глубже и он не намерен обсуждать её в этом эссе) (а жаль).
Рекомендована к обязательному прочтению для всех, кто не читал ничего по этологии (. Потому что написано интересно и понятно, к тому же коротко. То есть после прочтения можно решить для себя, насколько вообще тебе интересна этология. Как говорит автор, главная задача эссе - доставить читателю от знакомства с этологией (=
Признать неизбежность генетических программ для человека - ещё не значит оправдать каждую из них и уж тем более утверждать, что они необходимы. Эти программы отбирались для дикого стада приматов, а не для цивилизованных людей. Как раз наоборот, зная, чем обоснованы некоторые наши желания, мы обязаны их контролировать, направлять по оптимальному пути. Например, _взаимовыгодный_ обмен - позднее достижение разума, борящегося с мошеннической инстинктивной программой. Человек изначально - подлое и аморальное существо. Демократия - продукт разума, продуманная система коллективного воспрепятствия образования иерархической пирамидальной структуры с жаждущими власти особями на вершине. Демократию нужно всё время поддерживать политической активностью граждан, что означает _сознательность_, потому что бессознательной программой является как раз признать над собой чью-то власть (или захватить её самостоятельно, лично для себя).
Набросанная в эссе мозаика фактов, могущих иметь к социальному поведению человека, вовсе не претендует на обязательность; у неё простая цель - напомнить, что когда мы пытаемся понять человека, никогда не следует забывать о его биологии. А ещё лучше её знать.
В частности, помнить хотя бы следующее:
- Человек, как и все животные, имеет множество врождённых программ поведения. Мы родимся с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нём, и в нужный момент они срабатывают.
- Эти программы создавались в далёкие времена и в совсем иной среде, мало похожей на ту, в которой мы теперь живём. Поэтому реализуемое ими поведение не всегда адекватно обстановке, рационально или даже желательно. Не всё, что естественно - хорошо.
- В силу изначальной запрограммированности, люди не абсолютно свободны в своём поведении, один сценарий его они осуществляют легко, другой - с трудностями, а некоторые сценарии могу быть вообще невыполнимы. Не все придуманные разумом сценарии для нас осуществимы.
- Для большинства ситуаций мы имеем достаточный набор альтернативных программ, на основе которых можно построить несколько вариантов поведения. Все мы изначально "знаем", как воровать, и знаем, что это плохо; будем ли мы ворами или честными, зависит от нас, а не от нашей природы.
- Наш мозг так устроен, что его отвечающая за сознание часть не только не может ознакомиться с содержанием врождённых программ, но даже не знает об их существовании. Поэтому когда программа начинает реализовываться, сознание её обслуживает, не замечая этого. Оно ищет и находит какие-то свои объяснения поведения и его мотивов, совсем не обязательно верные. Нельзя доверяться собственной рефлекции, то есть самоанализу на основе субъективных ощущений и идей, и менталитету - бытующему представлению о происходящем, потому что они дают иногда путаную, тенденциозную и алогичную картину.
В частности, помнить хотя бы следующее:
- Человек, как и все животные, имеет множество врождённых программ поведения. Мы родимся с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нём, и в нужный момент они срабатывают.
- Эти программы создавались в далёкие времена и в совсем иной среде, мало похожей на ту, в которой мы теперь живём. Поэтому реализуемое ими поведение не всегда адекватно обстановке, рационально или даже желательно. Не всё, что естественно - хорошо.
- В силу изначальной запрограммированности, люди не абсолютно свободны в своём поведении, один сценарий его они осуществляют легко, другой - с трудностями, а некоторые сценарии могу быть вообще невыполнимы. Не все придуманные разумом сценарии для нас осуществимы.
- Для большинства ситуаций мы имеем достаточный набор альтернативных программ, на основе которых можно построить несколько вариантов поведения. Все мы изначально "знаем", как воровать, и знаем, что это плохо; будем ли мы ворами или честными, зависит от нас, а не от нашей природы.
- Наш мозг так устроен, что его отвечающая за сознание часть не только не может ознакомиться с содержанием врождённых программ, но даже не знает об их существовании. Поэтому когда программа начинает реализовываться, сознание её обслуживает, не замечая этого. Оно ищет и находит какие-то свои объяснения поведения и его мотивов, совсем не обязательно верные. Нельзя доверяться собственной рефлекции, то есть самоанализу на основе субъективных ощущений и идей, и менталитету - бытующему представлению о происходящем, потому что они дают иногда путаную, тенденциозную и алогичную картину.
URL записи