Пишет Гламурзель
glam_filleФЛАППЕРЫ. СРЕДА ОБИТАНИЯВо-первых, "
флаппер", а не "флэппер". Во-вторых нехорошо обзывать флапперами всех модных молодых женщин 20-х годов поголовно. Слово "флаппер" было не то, чтобы ругательством, но уж точно не похвалой. Это снисходительное насмешливое прозвище, которое солидные люди бросали сверху вниз на особ молодых и легкомысленных. "Флаппер" вообще-то означает "слёток": едва оперившийся птенец, который вывалился из гнезда и делает жалкие попытки научиться летать, барахтаясь в пыли: зрелище позорное, но по-своему умилительное.
Другое дело, что сами девушки скоро адаптировали это прозвище и, как выражался только набирающий тогда популярность Дэйл Карнеги, лишили ветра паруса своих врагов. Флапперы начинают сами себя называть флапперами с присущей им бравадой, а появившийся в 1922 году журнал "Flapper" выходит с жизнерадостным подзаголовком "Не для старых хрычовок".
На дворе "буйные" (в Америке), они же "золотые" (в Европе) двадцатые годы: эпоха джаза, индустриализации и победного шествия коммунизма. Изобрели телевизор, перелетели через Атлантику и отрыли могилу Тутанхомона. Общий настрой в мире - если не считать потрёпанной Германии - оптимистичный и самоуверенный. На фоне стремительной урбанизации жизнь кошмарного количества людей радикально меняется не по дням, а по часам.
Флапперов отличал в первую очередь именно их образ жизни, а канонизированный внешний вид (короткие волосы, яркий макияж, сигарета в длинном мундштуке и т.д) был лишь следствием их стиля жизни. Их моду постепенно переняли женщины всех слоев общества, но они от этого не стали флапперами, так же как то, что я ношу черную кожанку, не делает меня Hell Angel'ом. Также и шляпка-клош и стрижка под боб не делает женщину Луизой Брукс. Флаппер - это то, что в голове, а не то, что на голове. А в головах у них был ветер.
Главное отличие флапперов от их предшественниц было в том, что они имели самостоятельный доход. Это, как правило, означало постоянную оплачиваемую работу (или независимое состояние). Именно благодаря своей экономической независимости эти очень молодые девушки и замужние дамочки могли позволить себе модернистский, свободный от традиционных поведенческих норм образ жизни. Ну и всеобщая либерализация нравов тоже, конечно, способствовала. Мировая война, тиф и испанка оставили много сирот, которым мамины слова были не указ. Они могли одеваться так, как им вздумается, встречаться с теми, с кем нравится, танцевать до утра и губить свои здоровье любыми доступными способами - не было человека, который мог бы им это не позволить, не было авторитета, который реально мог бы на них нажать.
В Америке и Европе начинался индустриальный бум, появлялось много новых рабочих мест, и образованные девушки с профессией могли при желании найти себе работу и прокормить себя самостоятельно, не рассчитывая на поддержку отца или мужа. Они перебирались в большие города, снимали квартиру или номер в отеле на паях с одной-двумя еще такими же девчонками, они весь день работали (телефонистками, стенографами, медсестрами) и всю ночь развлекались. Бесконечный оптимизм, самоуверенность, тяга ко всему новому и - чего уж тут - неприкрытый гедонизм и упоенное потребительство были основанием флапперовского стиля жизни. Понимаете, в чем дело:
они еще помнили войну и послевоенную разруху. Но они не хотели помнить.
Их оголтелое потребительство обеспечивалось появлением и стремительным развитием массового производства промтоваров: от чулков из искусственного шелка до автомобилей Форда - вещи, которые раньше были доступны только имущим и делались штучно, теперь становятся доступны среднему классу и делаются на сезон.
Появляется массовая дешевая мода и флапперы становятся ее главными потребителями и пропагандистами. Радио и патефоны приходят в каждый дом, музыка - в первую очередь, конечно, легкая и танцевальная - становится общедоступным удовольствием, она уже не только для тех, кто ходит в филармонии. Новое поколение выбирает
Пепси кинематограф! Оно также выбирает чарльстон, джаз-бэнды в Гарлеме и кокаин, который на короткое изумительное время становится дешевле, легальнее и доступнее запрещенного с 1920 года алкоголя.
Я читала, что
без Сухого закона не было бы флапперов. Что именно вопиющее, in your face, расхождение официального курса правительства и реального течения жизни, приведшее к повсеместному, циничному игнорированию законов, когда в стране было запрещено продавать и производить спиртные напитки, и при этом все знали, куда нужно пойти и что спросить и вам нальют ("- Чего желаете, сэр? - Выпить. - Извините, сэр, мы подаём только кофе. - Кофе? - Шотландский кофе, Канадский кофе, ячменный кофе...", - все это привело к тому, что молодое поколение приучилось не уважать ни законы, ни авторитеты, и пустилось во все тяжкие. Никто же не перестал пить алкоголь, просто каждая выпивка превратилась в приключение, а алкоголизм - в гражданскую позицию.
читать дальшеСухой закон не запрещал употреблять спиртные напитки - он запрещал их производить и продавать. Говорят, что некоторые университетские клубы перед принятием закона забили все погреба под завязку, обеспечив своих членов совершенно законной выпивкой на годы. Ну и незаконной выпивки было море разливанное: Ал Капон и ему подобные сделали карьеру и состояния за эти десять лет, и хорошую долю этих состояний составили денежки модных девчонок. Плоские фляжки теперь таскают с собой не только мужчины, но и девицы. "Некоторые любят погорячее". Вот именно:
Running wild, lost control
Running wild, mighty bold
Feeling gay, reckless too
carefree mind all the time, never blue
glam-fille.livejournal.com/344879.html
ФЛАППЕРЫ. МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК
We're all alone, no chaperone
Can get our number
The world's in slumber--let's misbehave!
(Cole Porter)
Равенство между полами утверждается везде и повсюду: от появления женщин на рабочих местах до их желания встречаться или не встречаться с ухажерами, которые им нравятся, и делать с ними в темном углу всё, чего просит молодое здоровое тело: вы что, Фрейда не читали? Начало было положено очень скромно: девушки вытребовали себе право встречаться с молодыми людьми без присмотра старших. Я не имею в виду встречаться наедине. До сих пор приличные девицы даже если встречались с ухажерами на людях - в гулянии, на катке или в театре - их всегда сопровождала какая-нибудь незамужняя тетушка. "Долой шаперонов!" - лозунг десятилетия.
На деле пресловутая половая распущенность флапперов была сурово ограничена - даже не только и не столько общественным мнением, сколько пошлой бытовой проблемой: отсутствием доступных контрацептивов. До начала производства латекса - и до начала сексуальной революции - противозачаточные средства были:
а) неудобными
бэ) малодоступными
цэ) запрещенными
Поэтому грешить без последствий было очень затруднительно. Тем более, что антибиотиков еще не было, а сифилиса после войны - навалом. Несмотряна это, храбрые флапперы фактически создают и претворяют в жизнь принятый в наше время стандарт дейтинга - Шишков, прости, но в русском языке сексуальной революции так и не произошло.
Вот что я имею в виду: в довоенное время для девушек из интеллигентных семей был только один карьерный путь (очень интересно пишет об этом в своей автобиографии популярный супер-флаппер Агата Кристи). В 16 лет они выходили в свет, где встречались с подходящими молодыми людьми, среди которых, под контролем старших родственников, они как можно быстрее находили себе жениха, выходили замуж, после чего они начинали рожать детей и смотреть за домом, организуя комфорт своему мужу, который полностью брал на себя контроль за финансовым состоянием семьи. Замужество по любви уже считалось достоточно прогрессивным подходом к браку: разумные люди по-прежнему считали, что родители лучше девицы могут выбрать ей пару на всю жизнь. Развод был почти немыслимой катастрофой, которая не только полностью ломала личную жизнь женщины, но и лишала ее средств к существованию.
Разумеется, были исключения, но это были выдающиеся скандалы среди людей, которым море было по колено и горы по плечо. Флапперы утверждают тот уровень свободы, который до сих пор могли себе позволить только король Эдуард VIII и миссис Симпсон: влюбляться не на всю жизнь, а так, переть против воли семьи, выходить замуж не один раз, и перед замужеством встречаться с несколькими молодыми людьми, с которыми доходить до разных уровней интимности: to date в современном английском смысле этого слова.
Со своими многочисленными бойфрендами флапперы ходили в кино, танцевали в спикизи, катались в авто и позволяли им тратить на себя деньги, а взамен давали им гораздо меньше, чем современные девушки. То есть настоящим сексом в понимании Билла Клинтона флапперы не занимались: чего там было больше - рудиментарного пуританизма или банального нежелания залететь, я не знаю. Но зато петтинг действительно стал нормой флапперской скандальной жизни. Приличные модные девушки, которые не хотели, чтобы их смешивали с флапперами, проводили четкую границу: "Я пудрюсь, но не крашу губы, я стригу волосы под боб, но не курю, я хожу танцевать, but I don't pet". Флапперы же ходили на вечеринки, на которых пьяные обжимания по углам были можно сказать основным развлечением после джаза - их так и называли: "Petting party".
Бурная светская жизнь флапперов не заканчивалась после замужества. Замужество по-прежнему оставалось неугасимым маяком каждой, даже самой эмансипированной девицы, и приходило на смену свободе скорее рано, чем поздно. Просто иногла оно приходило два, три, пять раз подряд. Выйдя замуж и даже обзаведясь детьми, флапперы не переставали веселиться напропалую. Мужья их как правило были такими же безбашенными прожигателями жизни: канонической парочкой была чета Фицжеральдов: Скотт и Зельда, сотрясавшие своими пьяными дебошами Нью-Йорк. Из уголовной хроники - в классику мировой литературы.
Нужно сказать, в те времена не считалось, что дети должны стать центром и смыслом жизни жизни родителей. Хорошие родители интересовались их воспитанием, старались подобрать для них квалифицированных нянь и гувернанток, а потом найти для ребенка хорошую школу-интернат, где он и жил до совершеннолетия, встречаясь с родителями на каникулах и не мешая тем развлекаться (слева карикатура из журнала "New Yorker" от 1926 г.).
Между тем, суперпопулярные песенки Кола Портера просвящают публику искусству уламывания девиц под джазз и Дарвина:
If you'd be just so sweet
And only meet your fate, dear,
'Twould be the great event
of 1928, dear
They say that bears have love affairs
And even camels
we're men and mammals
Let's misbehave!
glam-fille.livejournal.com/345577.html
ФЛАППЕРЫ. ВНЕШНИЙ ВИД
"Вечеринка в честь моего дебюта началась три дня назад, но вчера вечером я устала окончательно и, покинув, гостей, отправилась спать,потому что на третий день я обычно теряю интерес к вечеринкам, а Дороти не теряет его никогда, и сегодня утром, проснувшись, я увидела, как Дороти прощается с какими-то гостями. У Дороти столько жизненной силы - ведь последними гостями были те, которых мы пригласили, когда ездили купаться на Лонг-Бич, а это происходило позавчера, и они-то были еще совсем свеженькие, но Дороти выдержала всю вечеринку с начала до конца и даже, в отличие от большинства джентльменов, не ходила в турецкие бани."
"Джентльмены предпочитают блондинок", - Анита Лус, 1925
Канонический внешний вид флаппера сформировался только к 25-26 году: на то, чтобы так кардинально изменить эстетические предпочтения потребовалось время. Теперь их диктовал гипермобильный образ жизни и совершенно новые приоритеты. Традиционная дама тратила деньги на детей, мебель и еду. Флаппер тратит их на шмотки, выпивку и патефонные пластинки. В моду входит легкое, стройное, спортивное телосложение, предрасположеное не к деторождению, а к танцам до упаду.
Волосы к этому времени остригли уже почти все, но многие благоразумно сохранили свои шиньоны и прицепляют их на затылок, отправляясь на официальные мероприятия. Однако так коротко, как великая Джозефина Бейкер - под Итон, с бритым затылком, - стригутся только флапперы. Шляпка клош сразу говорит о том, что волосы у вас очень короткие. Клош носили, низко надвинув на выщипанные в ниточку брови, и девушка выглядывала из него загадочно, как кошка из печной трубы. Консерваторы содрогались: девица в такой круглой шляпе, из-под которой почти не выбивались волосы, казалась лысой.
Этель Хейз замечает: "Не так давно наши мужественные костюмы компенсировались самыми что ни на есть женственными куафюрами. Теперь мужским стрижкам противостоят исключительно женственные туалеты". Несмотря на простоту силуэта, доминируют сильно декорированные, женственные наряды. В моде обильная бижутерия, длинные ожерелья, многочисленные браслеты, пышные меха, перья, бахрома из бисера, стеклярусные вышивки, кружево и тончайшие прозрачные ткани, каскадами и нежными драпировками ниспадающие по фигуре и вдоль ног.
Корсеты долой, но тело еще не привыкло к свободе и тому, что в танцах все болтается: фигуру впихивают в цилиндрические утягиватели, придающие ей модную мальчишескую плоскость и удерживающие все там, где надо, как бы дико дама не скакала. Страдания большегрудых дам, с трудом затягивающих бюст в примитивные бандо, синициировали русскую эмигрантку Иду Розенталь изобрести и внедрить в производство уже совсем-как-настоящие бюстгальтеры со шкалой размеров, требующие измерения под грудью и по самой выступающей точке груди.
Одновременно с укорочением юбок укорачиваются панталоны, в начале века еще доходившие до щиколотки. К середине десятилетия появляются уже очень похожие на современные коротенькие трусы - их называют step-in: "шагай внутрь" - почему, отлично иллюстрируется вот этой карикатурой злобного Джона Хелда.
Чулки, оказавшись на виду, становятся всеобщим фетишем: выпускаются чулки всех цветов радуги, с узорами и стрелками. С голыми ногами, разумеется, никто не ходит даже летом, и не будет такого позора еще до конца Второй Мировой. Шелковые чулки не слишком-то эластичные и, когда танцуешь чарльстон, они сразу же вылетают из застежек поясных резинок. Поэтому флапперы возвращаются к старым добрым круглым подвязкам, удерживающим чулок чуть ниже или чуть выше колена, а чулки скатывали до этого уровня в рулик, превращая их в то, что мы называем гольфами: отсюда пресловутое "I'm gonna rouge my knees and roll my stockings down, and all that jazz" - как пела Кэтрин Зета-Джонс в "Чикаго".
Насчет "rouge my knees" - "нарумяню коленки": это была одна из тех скандалезных манер, о которых больше говорили, чем претворяли в жизнь. Декоративная косметика входит в повседневное употребление постепенно. Пудра первая: появляются компактные пудры и в моде бледный цвет лица. Пудрят не только нос, но и грудь, плечи, руки. Когда в седьмой главе "Великого Гэтсби" дочка Дэйзи врывается в комнату и бросается в объятия матери, та тут же оглядывает девочку, спрашивая, не запачкала ли она себе волосы маминой пудрой - и это происходит "в самый жаркий день года". Девушки запудривали даже ноги поверх чулок, чтобы сделать их матовыми - чулки из искусственного шелка сильно блестели, а "эффект сосиски" на ногах любили в 20-е годы не больше, чем сейчас.
Позже начинают красить губы, но поначалу только перед фотографированием, а выходя от фотографа помаду стирают, чтобы не приняли за шлюху. Экзотические манекенщицы "Vouge" демонстрируют обведенные черным египетские глаза. Последними пробивают себе дорогу румяна - потому что это самая пошлая, самая намекающая на секс косметика. Румянами мажут щеки, декольте, и соски, и - колени, которые мелькают между коротким подолом и подвернутыми чулками, и которым не было места в обществе еще десять лет назад.
Суфражистки старой закалки ужасаются и рвут на себе волосы: и ради этого они боролись, жизнь положили? ради этого рисковали арестом и маршировали с лозунгами - это и есть эмансипация?.. Вместо того, чтобы голосовать, баллотироваться в правительство, поступать в университеты и участвовать в политике эти девицы красят лица как уличные девки и дико пляшут в пьяном виде, сверкая розовыми коленками. Женщины воевали за отмену корсетов не потому, что корсет мешает танцевать шимми - но кто об этом теперь помнит? А Дороти кричит вслед возмущенной леди Френсис Бикман: "Юбку-то подоткните - на дворе двадцать пятый год!"
glam-fille.livejournal.com/345894.html
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Справедливости ради, нужно сказать, что не все привычки флапперов были вредными. Именно они ввели в жизнь масс женщин занятия как физкультурой, так и спортом. Редкие дамы, которые до Первой Мировой занимались спортом, были де-факто циркачками - где-то между бородатой женщиной и карликом на козе. Флапперы занимались спортом по совершенно иным, чем мы, мотивам. На здоровье им было начихать - они просто хотели делать то, что до этого могли делать только мужчины. Фактически дословно то, что пели Runaways в начале 70х (что навевает печальные мысли об исторической судьбе эмансипации в целом):
I wanna be where the boys are
I wanna fight how the boys fight
I wanna love how the boys love
I wanna be where the boys are
Изобретение электрического стартера отменило необходимость заводить машину, крутя рукоятку на носу - тяжелое и опасное дело. Это сразу повысило интерес женщин к вождению авто. Автомобили означали совершенно новую степень свободы: теперь девушкам и юношам не нужно было встречаться дома, они могли поехать развлекаться куда им угодно. Можно прямо на заднем сидении машины. В 21 году Амелия Эрхарт берет свой первый урок вождения самолета, чтобы в 37 пропасть где-то над Атлантикой. Она не была первой женщиной-авиатором (первой, перелетевшей через Атлантический океан), но самой известной, и вслед за ней в лётные школы кинулись сотни девушек (у которых были лишние пара тысяч долларов - очень большие деньги по тем временам).
В большой моде велосипеды, гольф, теннис, появляются женские хоккейные, футбольные и бейсбольные команды. Отдых у воды на пике популярности. Еще в 1922 году городские власти замеряли, на каком расстоянии выше колена находится юбочка купальника (на выше 6 дюймов). В 20 годы начинают купаться без чулок, на фотографиях того времени вы увидите веселые групки купальщиц, половина которых в закатанных чулочках, а половина - с голыми ногами. И все в специальных тапочках. В начале десятилетия купальный костюм представлял собой комплект из платьица и облегающих панталончиков до колена. Появление так называемого "one-piece" - цельного купальника из шерстяного джерси - вызвало скандал, протесты и аресты (на фото внизу). Вообще-то эти купальники полагалось носить подниз туники, а не просто так, как делали вульгарные флапперы. Просто так подобного вида купальники в это время носят мужчины: топлес мужчины начнут ходить после 1935 года.
Мода на спортивную худощавую фигуру немедленно начинает эксплуатироваться табачной промышленностью: Lucky Strike начинает раскапывать новый рынок, организуя рекламную компанию нацеленную на женщин - сигареты как подавитель аппетита: "Сигарета вместо конфетки". До этого женщины практически не курили и уж точно не курили на публике. Во время Первой Мировой войны американская табачная промышленность не могла импортировать крепкий турецкий табак и вынужденно перешла на более мягкие отечественные сорта, сделав сигареты female friendly. Но сигареты все еще были без фильтра: канонические длинные мундштуки были обязательны и их длина регламентировалась дресс-кодом: от 10 см за ужином с друзьями до 50 см если вы идете в оперу. А если вы с коктейлем в одной руке и сигаретой в другой пляшете чарльстон на столе в подпольном баре - длина мундштука может быть произвольной.
Чтобы выдерживать такой темп жизни и так нагружать организм нужно быть очень молодым и очень здоровым. Десяти лет флапперского буйства для многих оказались достаточным сроком, чтобы порушить здоровье и убить желание жить. Алкоголизм становится печальным фактом модной жизни. Потрепанные флапперы с их клоунским макияжем, подбритыми затылками, вульгарным слэнгом и постояннй жевачкой во рту теряют новизну, а с новизной уходит и популярность.
Мир флапперов не пережил Великой депрессии. Праздник кончился так внезапно, словно в зале потушили свет. После биржевого краха женщины были первыми, кто терял работу. Подавляющее количество предпринимателей считало, что женщины отнимают рабочие места у мужчин, которым работа действительно необходима, женщинам же следует перестать валять дурака, выйти замуж и посвятить себя детям и мужу. Даже Генри Форд, который во время нехватки рабочих рук без вопросов принимал девушек на работу в сборочные цеха, на публике говорил, что женщинам не место у конвейера и он платит своим работницам ту же зарплату, что и мужчинам только потому, что он хочет чтобы они могли хорошо одеваться и поскорее выходили замуж.
Те из флапперов, кто поумнее, образумился и нашел себе надежного мужа. Остальные кончают печально. Мари Превост умирает от алкоголизма, Зельду Фицджеральд запирают в психбольницу. Изобретательница шимми Гильда Грэй в 28 лет получает свой первый инфаркт и выходит замуж за третьего мужа - Венесуэльского дипломата. Луиз Брукс разводится с третьим мужем - Чикагским миллионером - и работает продавщицей. "The It Girl" Клара Боу после попытки самоубийства тоже находится под постоянным присмотром медсестры.
Салли Боулз из "Кабаре", которая кажется нам таким идеальным флаппером, на самом деле опоздала и поезд ушел. Настоящий характер Салли раскрывается не в шапкозакидательской песенке про кабаре, а в ее душераздирающей
Everybody loves a winner
So nobody loved me
'Lady Peaceful,' 'Lady Happy,'
That's what I long to be
All the odds are in my favor
Something's bound to begin
It's got to happen, happen sometime
Maybe this time I'll win
Но мы знаем, что фиг-с-два. На дворе 31 год, Веймарская республика дышит на ладан и tomorrow belongs to you-know-who.
glam-fille.livejournal.com/347173.html