Пишет Гламурзель
glam_filleglam-fille.livejournal.com/642273.htmlПрекрасную книгу нашла, прекрасную. "Популюкс: стиль и жизнь Америки в 1950 - 1960е годы. От хвостовых килей автомобилей и замороженых ужинов до кукол Барби и противобомбовых укрытий".
Откровенно говоря, эстетика 50х всегда казалась мне немного вульгарной. Жизнерадостной и с ярким характером, да, но китчевой и очень уж барской. Салаты с ананасами в виде зайца и кринолины 20 века, да. Но я думала, может, это мой личный вкус. Оказалось, нет: спасибо тов. Томасу Хайне за разъяснения. Далее идет конспект собственно теоретической части книги - большая часть ее это иллюстрации с комментариями.
* * * *
Итак, с 1954 по 1964 годы США переживали Золотой век потребления. Эффективная экономика военного времени была трансформирована в мощнейшую экономику промтоваров. Американцы агрессивно восполняли то что им недодано в войну. Люди бросились в наивное восторженное потреблядство, основанное не только на возросшем достатке, но и на вновь открытой уверенности в завтрашнем дне. 1954 год это конец Маккартизма: люди перестали как чумы бояться коммунистов и начали смелее наслаждаться жизнью.
Великая депрессия и практически сразу же за ней последовавшая Вторая Мировая война привели к значительному падению роста населения в США, что привело к неожиданному экономическому эффекту."Never before so much for so few" - писал журнал Life в 1954, имея в виду именно это: плоды экономического взрыва распределялись между сравнительно небольшим количеством людей.
Толчок, который дала война технрологиям, привел к повсеместной автоматизации производства.
читать дальшеЭто хоть и привело к некоторому сокращению неквалифицированных рабочих мест, но, поразительным образом, не только не сказалось отрицательно на жизни рабочего класса, но привело к реальному росту зарплат. Имелся недостаток рабочих рук - особенно квалифицированных. Дети фермеров пошли в колледжи. В это десятилетие наблюдается необычайное равенство в доходах по стране, самый маленький разрыв между богатыми и бедными. Американская мечта начинает осуществляться на глазах.
Беспрецедентное количество рабочих сделало скачек в средний класс. Хороший вкус был им не знаком и не важен, они хотели демонстрировать вновь обретенное благосостояние наиболее очевидным образом, они уже нахлебались аскетизма и скромности и теперь хотят избытка. Практичное заменено стильным и ярким. Демонстрация достатка становится важной функцией любого товара. Попса и показуха никого не беспокоили. Это привело к крикливости и изменчивости эстетики.
"And un unprecedented distribution of disposable income had created a disposable world". Вещи дизайнелись с расчетом устареть быстро и быть замененными - и это называлось прогрессом. Рестайлинг был очень важен: он стимулировал повторные покупки. При узости внутреннего рынка нужно было заставлять покупателей покупать снова и снова. Этого добивались разнообразием внешнего дизайна, не затрагивающего реальной функциональности вещей: главное, что вещь выглядела по-новому. И каждая вещь выпускалась в большой линейке разных - ярких - цветов.
Телевидение перевернуло жизнь. Семьи из телесериалов показывали пример, как надо жить по-новому, и пример этот был очень нужен, поскольку средний американец сильно изменил образ жизни. Происходит миграция черного населения из сельских районов в города, а белого - из городов в пригороды. Suburbs возникают на пустом месте, поддерживаемые ростом сети автострад и количеством автомобилей на душу населения. Теперь не нужно жить в городе, чтобы работать в городе. Отец семейства ездит на работу в электричке или на машине, а хозяйка с детьми сидит дома и организует американскую мечту.
В стране взрывная рождаемость. Люди заводят семьи раньше и отселяются от родителей еще совсем молодыми. Эти молодые семьи, оторванные от родительской опеки и поддержки старших поколений, учились жить по телепередачам, иллюстрированным журналам и рецептам на коробках с сухими смесями. Впрочем, их родители ничему не могли их научить, потому что были из другого социального класса.
Упомянутый дефицит квалифицированных кадров привел к тому, что люди не живут, как раньше, всю жизнь в одном городе. Для среднего класса нормально и типично каждые несколько лет покупать новый - побольше - дом и переезжать на новое место. Мобильность новых горожан увеличивало их изолированность и подстегивала потребление. Чтобы организовывать круг общения на новом месте, где вы никого не знаете, и где еще не устаканились социальные нормы, американцы заново изобретают светскую жизнь. И эта светская жизнь далека от аристократизма, потому что участвуют в ней дети рабочих и крестьян. Возникает "еда для вечеринок" как chip and dip, и такое явление как Tupperwear party, где лекция по сетевым продажам маскировалась под дружеские дамские посиделки.
В целом, люди увлечены будущем и полны оптимизма. Поразительно, но несмотря на то, что большинство американцев того времени было уверено, что атомная война неизбежна и близка, они при этом были убеждены, что их дети будут жить лучше них. Вся эстетика демонстрирует энергичный рывок вперед, футуризм и динамизм. Как автомобили, дома стали низкими и длинными. Асимметрия и комбинация цветов и фактур. Хвостовые плавники автомобилей повторяли острые носы дамских туфель - и их функциональность была столь же фиктивной. Все выглядит аэродинамичным, тонким и невесомым, и напоминает самолеты и ракеты. Непрактичность вещей словно подчеркивает мобильность и беззаботность легкой современной жизни, наполненной удобствами и автоматизацией. Кухонная техника, автомобили и женщины имеют орнаментальное значение более, чем практическое. Все снабжается ручкой и называется portable, даже неподъёмные ламповые телевизоры. Спонтанность и мобильность популяризуются как основные черты современного человека.