(с)
Максим МалявинЛюблю фильмы со счастливым концом. Правда, глядя на злоключения главного героя, идущего к светлой цели по трупам многочисленных врагов и хронически теряющего лучших друзей, постоянно ведёшь про себя подсчёт травм, несовместимых с жизнью или, по меньшей мере, с ясностью разума и общей сохранностью психики. Там — прямое попадание пули крупного калибра в голову, тут — подряд штук десять-пятнадцать сотрясений головного мозга средней тяжести, парочка контузий вследствие попадания в эпицентр особо сильного взрыва (хорошо, если не под водой). Ну, и до кучи несколько операций под общим наркозом и полгода в коме, после чего он снова свеж и бодр, и готов отомстить кому попало. То, куда девается разбитый параличом,
слабоумный, психопатизированный и страдающий эпиприпадками НАСТОЯЩИЙ главный герой, для меня всегда загадка.
В реальной жизни не всё так просто и безоблачно, посему заклинаю вас: берегите голову, она пригодится не только для того, чтобы носить в ней зубы к стоматологу. Головной мозг — аппарат чрезвычайно сложный, тонкий и деликатный, поэтому, несмотря на многоуровневые системы защиты от дураков, повреждаться всё же может, а вот насчёт сделать всё как было — затык и сложности. Процедуры заместительного переливания до сих пор не придумано.
Существует довольно обширная группа заболеваний, общим для которых является одно: поражение головного мозга. Как органа. Поэтому и название соответствующее — органическое заболевание (или поражение, кому как нравится) головного мозга вследствие (далее указывается причина). Компьютерщик сказал бы — проблема железа, а не софта.
Теперь несколько слов о повреждающих факторах, чтобы знать, от чего по возможности уворачиваться.
читать дальше1. Травмы. Сотрясения, ушибы, контузии — всё это не проходит бесследно. Профессиональный боксёр подтвердит. Даже если будет упорно всё отрицать. В отличие от дятла (Айван Швоб, Шнобелевская премия), конструкция человеческой головы предназначена для принципиально иного способа добывания пропитания, а также включает ряд дополнительных опций, подразумевающих её сравнительно плавную транспортировку по дороге жизни.
2. Поражение сосудов головного мозга. Инсульты, атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь с вторичным поражением сосудов. Всё довольно просто: вовремя недопоставили глюкозу, кислород и прочие полезные вещества — получите гуманитарную катастрофу в отдельно взятом регионе.
3. Эпилепсия. Образно говоря, каждый эпиприпадок можно условно приравнять к травме головного мозга. Чем их больше и чем они более выражены, тем хуже.
4. Новообразования (опухоли) головного мозга. Помимо нарушений, видимых невропатологу, могут давать и нарушения психики.
5. ВИЧ-инфекция. Поражение головного мозга происходит как за счёт самого вируса, так и в результате присоединившейся на фоне иммунодефицита инфекции.
6. Нейросифилис. Бледная трепонема — штука коварная, и одними лишь язвами да носом не ограничивается, ей подавай центр управления полётами. Кстати, снова становится актуальной проблемой, ибо круг кавалеров Вассермановского креста за последние годы подрос. Заболевание, которое встречается в виде сифилиса мозга и прогрессивного паралича, пожалуй, стоит отдельного поста.
7. Другие вирусные и бактериальные инфекции. Это септические и вирусные (прививаемся по весне перед походом в лес!) энцефалиты, гнойные и вирусные менингиты, ревматизм,туберкулёз, бруцеллёз (ахтунг животноводам), лептоспироз (ахтунг шахтёрам, туннелепроходчикам и косарям) и паразитарные инвазии (тот же альвеококк, снова ахтунг животноводам). В-общем, как жить без скафандра — ума не приложу.
8. Группа, именуемая в МКБ-10, как «другие заболевания». Имеются в виду те, о которых можно определённо сказать — вот она, причина! Например, сахарный диабет с его поражением мелких сосудов. Или печёночная энцефалопатия (ещё одна причина бережно отнестись к этому органу и начать следить за ним ранее, чем его размеры начнут мешать завязывать шнурки ботинок).
9. Сочетания вышеперечисленных причин.Итак, чем же проявит себя органическое поражение головного мозга? Коснёмся вначале многообразия симптомов, чтобы затем перейти к тому, что же их объединяет.
читать дальше1. Галлюцинации. Чаще всего вербальные (то есть, голоса), нередко зрительные, реже задействованы другие анализаторы.
2. Бред. Содержание самое различное, сам по себе или связанный с тем, что говорят или показывают галлюцинации.
3. Аффективные нарушения — в виде депрессии или мании, изолированно или в сочетании всё с теми же галлюцинациями и бредом.
4. Неврозоподобная симптоматика (тревожная, истероформная, или диссоциативная, как её сейчас называют, а также астеническая).
5. Снижение интеллекта и памяти, вплоть до деменции, которую следует в дальнейшем рассмотреть отдельно.Объединяет все эти с виду разнородные и разнообразные, как по причинам, так и по симптоматике, группы, одно: у всех пациентов в той или иной степени присутствуют сходные черты и симптомы, имя которым — психоорганический синдром. Внимание! Эти симптомы появляются у пациента по мере того, как мозг начинает страдать от повреждающих факторов! Не с рождения, не так, что ещё вчера не было, а в ходе тяжёлых изнурительных боёв с вынужденной сдачей позиций.
Ведущая его симптоматика:
читать дальшеВсё те же аффективные расстройства, но не настолько ярко обрисованные, как депрессия или мания, а выступающие фоном, канвой, присутствующие даже тогда, когда у пациента всё более-менее хорошо. Это раздражительность, готовность брюзжать постоянно и по любому поводу, ворчливость, это может быть эксплозивность - «я счас взорвусь, как триста тонн тротила»©, эмоциональная лабильность, когда настроение легко меняется, как правило к худшему и в сторону всё той же раздражительности, это слабодушие, то есть готовность пролить слезу по любому поводу, это может быть эйфоричность и беспечность, даже на фоне тотальной осады северными пушными зверьками, это может быть безразличие и апатия.
Нарушения памяти, причём поначалу в большей степени на текущие события, чем на прошедшие. Истощаемость концентрации и внимания, когда пациент пытается что-то делать, запоминать, но быстро устаёт, иссякает. Вообще, истощаемость — это чуть ли не центральная черта всего психоорганического синдрома: иссяк — не смог запомнить, истощился — вскипел и наговорил кучу комплиментов, выдохся — заплакал, не нашёл в себе резерва — не смог вспомнить что-то нужное.
Как следствие (плюс, конечно, по причине поражения материального носителя) — расстройство осмышления, снижение творческих способностей, снижение скорости и объёма мышления, неспособность оторваться от деталей и окинуть взглядом горизонт, как следствие — увязание в ненужных подробностях, затруднение способности к абстрактно-логическому мышлению с постепенным сползанием в конкретно-наглядное.
Со стороны вегетативной нервной системы нередко наблюдаются плохая переносимость жары, укачивание при езде в транспорте, повышенная метеочувствительность, резкое ухудшение всех симптомов на фоне простудных заболеваний. Внимание! Эти симптомы ни в коем случае не являются самостоятельными, они лишь сопутствуют в той или иной мере трём группам ведущих!В зависимости от преобладания тех или иных сочетаний симптомов и их выраженности, принято выделять четыре варианта психоорганического синдрома. Они же являются его стадиями, если синдром прогрессирует. Итак:
читать дальше1. Астенический вариант. Это прежде всего утомляемость, истощаемость, раздражительность по любому поводу, снижение способности на чём-то долго концентрировать внимание, лёгкое снижение памяти (именно за счёт того, что трудно сконцентрироваться и запомнить текущее событие), плохая переносимость резких звуков, запахов, ярких красок или света, вздрагивание от прикосновения.
2. Эксплозивный вариант. Всё перечисленное выше, плюс усиление эмоциональных расстройств: раздражительность сменяется злобностью и гневом, настроение начинает преобладать подавленно-мрачное, зачастую с ворчливостью и брюзжанием — все прелести того, что психиатры называют дисфорией. Соответственно, адаптироваться в обществе, когда вокруг все уроды и сволочи, разбавленные дебилами, становится всё сложнее. Обидеть такого товарища становится, соответственно, легче — порой достаточно одного факта вашего пребывания на одном квадратном километре с ним.
3. Эйфорический вариант. Злоба тоже не может постоянно сжигать изнутри, поэтому на следующем этапе она постепенно замещается этаким благодушием и беспечностью, но не от того, что пациент познал, наконец, дао смирения. Скорее от того, что человек перестал куда-то стремиться и за что-то болеть душой. В отличие от мудрости, когда отказ от своих амбиций и претензий на центральное место в истории человечества происходит осознанно, здесь круг интересов сужается бессознательно, и из него постепенно выпадает творчество, затем профессионализм, мышление перестаёт радовать своей глубиной, остроумие и чувство юмора эмигрируют по политическим соображениям, зато появляется много дурной инициативы.
4. Апатический вариант. Мышление и память постепенно сдают позиции, круг интересов не сильно выходит за рамки кухни и туалета. Двигаться, думать и на что-либо реагировать становится всё более трудно и менее интересно. Постепенно льды безразличия всё более сковывают реку жизни, оставляя лишь узкую ленту фарватера. Близится деменция.Лечение направлено прежде всего на основное заболевание, явившееся причиной всему прочему. Ну, и на психосимптоматику, конечно же. И на восстановление пострадавших функций нервной системы и психики. Медикаменты, физиотерапия и психотерапия, которая помогает адаптироваться, найти в себе силы и интерес к жизни. Опять же, воды целебные.