Оригинал взят у
lenoranв
Нуар как жанрНуар – не такой простой жанр, как может показаться. Чтобы тебе было легче его нащупать, мы написали, как представляем его для игры.
Что такое нуар вообще?Это в большей степени термин кино, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-х — 1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны. Затем нуар широко вошел в традицию кинематографа и художественной литературы и зажил своей жизнью.
Что общего есть в большинстве произведений, какие стереотипные сюжетные элементы можно выделить? Ощущение разочарованности происходящим, отчаяние, победа зла над надеждой, власть сильных, тотальная коррупция, насилие и несправедливость.
Весьма часто протагонист с самого начала является антигероем, т.е. подчёркнуто лишён традиционных героических черт или даже обладает отрицательными чертами, характерными для злодеев. Традиционную мораль ему может заменять некий кодекс поведения крутого парня. А оправданием поступков служит “волчья жизнь” вокруг и то, что определенную грань он все еще не переступил.
Иногда главный герой выступает в начале как положительный (или нейтральный) персонаж, надломленный, но не сломавшийся рыцарь, или просто человек, который не успел еще разочароваться и отчаяться. В процессе часто его идеи, мысли, ценности меняются, вплоть до противоположности – он также может стать антигероем. Если же главный герой до конца стоит на своем, то конец истории для него всегда трагичен, нередко – смертелен.
На нашей игре многие герои в своем прошлом переживали разочарования и предательства, мечта большинства горожан разбита. Это ставит тебя скорее в позицию антигероя, хотя и иные варианты возможны.
В нуаре практически всегда присутствует персонаж-трикстер, который в самый ответственный момент совершает что-то неожиданное и предает главного героя или же ставит его в сложную ситуацию. Часто это образ “роковой любви” – персонажа, который в начале выступает в роли страдающего героя, просящего о помощи и достойного любви, но история развивается, и роковая красотка будет первой на очереди, кто всадит нож в спину герою в своих корыстных интересах. Трикстером может быть и лучший друг персонажа, и т.д. – то есть, в нуаре всегда происходит предательство! Герой всегда сталкивается с обманом, продолжает жить в полном недоверии к миру, подозревая в дальнейшем всех и вся. Его ценности всегда подвергаются испытаниям.
Злодей в нуаре это тот, чьи практические интересы разошлись с интересами героя. Злодей не обладает инфернальными чертами, но он всегда сильный человек, знающий, чего хочет, не стесняющийся в средствах и не знающий жалости.
В нуаре присутствует и внешний мир – это серая масса, которая стеной противостоит благим (или просто личным) ценностям и действиям главного героя. Мир равнодушен, циничен, жесток, несправедлив. Мир часто представляет собой коррумпированных полицейских, судей, жестоких мафиози, сильных мира сего, действующих всегда в своих личных интересах и часто аморально, антиобщественно. Это и журналисты, которые могут действовать так же подло. Это и страховщики, это и просто равнодушная толпа, которая питается сплетнями и трагедиями других. (На игре, не стесняйся побыть для других частью серой массы - уколоть при случае, наплевать на чужие проблемы; отказать, надавить, пройти мимо)
Нуар – это почти всегда лихо закрученный детектив. Это расследование и поиск. А значит, герой ходит и тщательно собирает информацию, активно общается с другими персонажами, ищет разгадку и пытается докопаться до истины. Часто профессии главных героев – полицейские, детективы, журналисты, писатели или просто разнорабочие, которые много путешествуют в поисках лучшей жизни и оказываются в новых для себя обстоятельствах. Либо наоборот, вскрываются новые подробности прошлого, которые открывают текущие события в новом свете (на игре - через ретроспективы).
Нуар – это драма. Причем драма всегда с трагическим концом. Это расплата главного героя за то, что он когда-то принял решение хоть как-то взаимодействовать с этим несовершенным обществом. Возможно, из благих побуждений, пытаясь что-то изменить или спасти, возможно, поддавшись своей страсти, возможно, желая просто заработать денег. Герой всегда наказан, а систему не победить. Часто это приводит к тому, что герой сходит с ума или теряет моральные ориентиры и становится антигероем. Но в конце герой выносит свои “уроки” и может рассказать об этом окружающим (например, произнести монолог, обличающий систему и несправедливый мир).
Про нуарную стилистику читать дальшеНуар – от французского Noir (черный). «Film noir» – «черный фильм». Прежде всего это определенного рода образ подачи главных персонажей. Но и одновременно – описание пространства.
Вот некоторые черты “картинки” нуара. Просто чтобы у тебя было ощущение жанра:
Нуар - мир монохрома. Краски – контрастные, черно-белые.
Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены высоко контрастны.
Преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло.
Освещение не выделяет героя среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере.
«Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание от диалога к диалогу.
Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр.
Мотив воды: дождь, влажные поблёскивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
Чтобы прочувствовать нуар, рекомендуем тебе посмотреть несколько самых ярких фильмов в этом стиле.
«Мальтийский сокол» — фильм-родоначальник жанра. Сокол - древняя реликвия, оставленная госпитальерами в подарок Карлу V и с тех пор ставшая неуловимой, хотя ловцов на нее масса, поскольку сделан он из чистого золота да еще с инкрустированными драгоценными камнями. В общем, стоит баснословных денег. И вот по воле милой, но роковой женщины в охоту за соколом включается частный детектив из Сан-Франциско Сэм. И тут же появляется два трупа, а вслед за ними и еще один. В фильме есть практически все от классики – детектив, романтический герой, роковая красотка, расплата, трупы и т.д.
«Двойная страховка» - Классический фильм, поставленный в повествовательной манере «монолога мертвеца». Смертельно раненный страховой агент едет через весь город в свою контору. Там он надиктовывает служебную записку, признаваясь в убийстве и махинации со страховыми полисами. Разумеется, “ищите женщину”. Один из самых ярких образов роковой красавицы в истории кино.
«Китайский квартал» - Джек Николсон исполняет роль частного детектива Джейка Гиттеса из довоенного Лос-Анджелеса. Гиттес принимает предложение загадочной богатой красавицы заняться расследованием обстоятельств тайного романа на стороне её мужа-инженера. Согласившись на это дело, Гиттес не подозревал, что окажется в центре тайных скандалов, беспредела, коррупции и скрытых махинаций, правда о которых всплывёт однажды ночью вместе с телом несчастного инженера… Что смотреть? Стиль! Герой как классический рыцарь. Ошибочный выбор героя и расплата за него. Классическая коррумпированная и жестокая система.
«Почтальон звонит дважды» – ранняя версия, 40х годов. Смотреть – именно особенности системы – коррупция, равнодушие, двойные стандарты. Расплата для героев, меняющихся в процессе фильма
«Сансет Бульвар» – Прекрасный, но длинный фильм, если осилишь. Внутреннее разрушение героя.
«Таксист» – герой, становящийся антигероем. Общая стилистика нуарного Нью-Йорка.
«Настоящий детектив» – 1 и 2 сезон. Общая атмосфера безысходности, страдающие люди, романтические главные герои, выборы и расплаты
«Леди из Шанхая» – классический детектив, роковая красотка
Классика нуара – для самых пытких. «Целуй меня насмерть», «Печать Зла», «Мертв по прибытии».Нуар – это не только стилистика. Это еще и архетипы!Законы жанра предусматривают, что ты должен принять одну из ролей и действовать в её парадигме. С разными людьми и в разных сюжетах ты можешь выступать в разных ролях, таким образом, помогая другим развить их нуарные истории.
читать дальшеВозможные роли:
Нуарный Герой
Предатель
Роковая любовь
Антагонист
В роли Нуарного Героя:
Ввязываться во все сомнительные истории, не грозящие хорошим концом
Расследовать, искать информацию!
Открыто и жестко отстаивать свои интересы
Поддаваться страсти
Доверять друзьям
Разочаровываться от предательства и несправедливости мира
Становиться Антигероем (героем с разбитой мечтой и скверным характером)
Быть склонным к произнесению монологов: в самом конце маленькой истории или важного сюжетного поворота рассуждать вслух и делать выводы о том, как произошла стычка с внешним миром
Возможно ты уже разочарован миром (и живёшь с Разбитой Мечтой), но решаешь в очередной раз сразиться с общим мировым злом, зная, что расплата и последствия будут ужасными. Для этого тебе нужна цель или надежда, которая будет мотивировать и вдохновлять! И принятие такого вызова может снова “склеить” твоё Долго и Счастливо.
В роли Предателя
Играть видимую роль друга для Героя
В какой-то степени помогать, возможно, до поры искренне, но помнить, что нужно предать героя в самый кризисный момент
Переходить на сторону противника из корысти или из страха перед последствиями
Cбегать и оказываться не в силах помочь герою под гнётом обстоятельств
Вести двойную игру и взаимодействовать с антагонистом или роковой любовью
Убирать других доверительных лиц
В роли Роковой любви:
Строить доверительные и близкие отношения с героем, всячески втираться в доверие и помогать ему, после чего
Предавать в самый ответственный момент.
Втягивать героя в роковые отношения и авантюры
Вводить героя в заблуждение, сбивать со следа
Поддаваться страсти, рушащей планы
Убирать других доверительных лиц
Действовать в своих интересах
В роли Антагониста:
Добиваться своих аморальных и преступных интересов любой ценой
Поддерживать циничные, корыстные и несправедливые действия в отношении героев.
В любой момент множить нечестность, коррупцию, насилие, подозрительность и т.д.
Выносить мораль из истории, что “все продается и покупается” и т.д.
Действовать всегда максимально жестоко и несправедливо
Как себя ведут нуарные персонажи?
Достигают своих целей
Устраняй препятствия, а не обходи их. если кто-то стоит на твоем пути, не пытайся проскочить на удачу. Человек мешает тебе осуществить твою цель? Заставь его заняться чем-то другим, шантажируй, подкупи, угрожай, умоляй, убей.
“Хочу, чтобы ты знал, что был мне как сын. Что ж, если теряешь сына, можно родить нового. А вот Мальтийский сокол один”.
Больше драмы и пафоса
Больше драмы. Принимай картинные позы. Говори размеренно, не тараторь. Не бойся пафоса. Не будь мелочным и суетливым.
Тайна в их глазах. Люди могут и обидеться на прямой взгляд. Ведь взгляд глаза в глаза - это всегда поединок воли, в котором кто-то должен проиграть. Безопасней смотреть куда-то мимо, в окно, на вентилятор...
“Посмотри на меня, дорогая, я хочу видеть твой взгляд! Такие ясные глазки не могут лгать! Куда ты ездила прошлым вечером?”
Возведи все в степень. Действуй, исходя из страсти и увеличения градуса драмы
Серьезны и циничны
Радоваться особо нечему. Наполни свою речь черным юмором и показным цинизмом.
“Не то чтобы мы поверили в вашу историю, мисс О’Шоннеси; мы поверили в ваши двести баксов. Я к тому, что вы заплатили нам больше, чем если бы говорили правду, и более чем достаточно, чтобы нас это не волновало”.
Оставь разговоры о погоде своей бабушке. Светская болтовня ни о чем в лифте с соседями - не про героя нуара. Лучше расскажи о чем-нибудь печальном и поучительном из своей биографии.
“Хемингуэй когда-то сказал: «Мир — это прекрасное место. И за него стоит бороться». Со второй фразой я согласен”.
Стараются разобраться со своими врагами без лишних людей
Решай проблемы сам. Не сбивайся в кучу с непонятными попутчиками - бери только самых важных людей. Не превращай спор в базар. Дай другу самому разобраться с его врагом, не лезь в их поединок, пока он не закончится.
Убийство никогда не идеально. Рано или поздно оно всегда рассыпается. Когда в деле участвуют двое - обычно рано.
Изучают психологию своих врагов
Знай все о своих врагах. Твой враг - не представитель безликой силы, он такой же человек, как и ты. Узнай его слабые места и бей туда.
Окончательное решение вопроса. Доведи вашу драму до конца: пусть твой враг в финале либо будет повержен, либо станет твоим лучшим другом.
“Мне кажется, это начало прекрасной дружбы”
Никому не доверяют
Проверяй своих друзей. В этом мире всякий может оказаться предателем. Пожалуй, это тебя даже не удивило бы.
Относись к друзьям потребительски. Не советуйся - действуй. Говори им, что делать, но не говори зачем. Ставь перед фактом, что вы куда-то идете. Делай их приносящими пользу, а не пустыми советчиками.
“Я просто не дал тебе времени передумать. Потом ты скажешь мне спасибо”.
Ищут возможности выговориться
Если у тебя нет друга - поговори с барменом, официанткой или тем, кто сидит за соседним столиком
“Если вы позволите, я угощу вас выпивкой. Признаться я собираюсь напиться. Вы не составите мне компанию?
Круты и напрашиваются на неприятности
Конкурируй за статус в компании. Пусть все увидят, чего ты стоишь. Не забывай напоминать остальным о своих достижениях.
Скажи мне, кто твоя крыша, и я скажу, кто ты. Любое дело идет лучше, если ты нашёл себе по-настоящему влиятельного покровителя.
Держи соратника в тонусе. Хами друзьям и имей для них обидные прозвища.
Пусть обыватели боятся. Кто-то идет по улице один или сидит за отдельным столиком? Да они сами напрашиваются на неприятности. Просто потому, что вы можете им их обеспечить.
“Мне было четырнадцать, когда я впервые убил человека. Ты думаешь меня удивить этим дамским пистолетиком?”