08.09.2010 в 14:15
Пишет [J]Селиот[/J]:Кер-ИсКер-Ис столица прекрасного полуострова Бретань, город, утопающий в зелени лесов и садов - так выглядит Ис («кер» - «город» по-бретонски) в легендах.
Согласно легенде, город стоял на берегу моря и был обнесен прочными дамбами (в некоторых переводах - окружен бассейном), спасавшим город от наводнений во время приливов. Ключ от дверей в этих дамбах, король Бретани, что в те времена называлась Арморикой, Градлон никогда не снимал с золотой цепи, которую носил на шее.
Но однажды прекрасная дочь короля (разные переводы называли имя девушки по-разному: Дахут, Дагут, Ахес, для удобства возьмем первый вариант Дахут), поддавшись уговорам Сатаны (хотя здесь вернее было бы сказать: один из злых кельтских богов, ибо все жители Иса были язычниками) и направил дочь монаршую в спальню к отцу. Не убить короля повелевал ей голос, а снять ключ с его шеи и открыть двери в дамбах, чтобы впустить в город Ис стихию морскую. Дахут подчинилась и город оказался затоплен водой.
В некоторых версиях легенды, сатана явился Дахут по велению Бога, решившего покарать жителей Иса за грехи.
Согласно другим версиям, Дахут украла ключ по просьбе своего возлюбленного или для того, чтобы открыть ему городские ворота. Сторонники этой версии уверяют, что Дахут вела беспутную жизнь, меняя кавалеров как истершиеся перчатки, избавляясь от надоевших любовников не пачкая рук - верные слуги навсегда погребали юношей в пучине морской.
Так или иначе, в то роковой день ворота были открыты и потоки воды хлынули в город. Жители Иса поняли, что им грозит неминуемая гибель, но сделать ничего не могли. Практически все они погибли, а души их остались под водой.
Только король Гредлон, оседлав коня (в одних легендах - морского, в других - обычного) и схватив любимую Дахут, попытался пересечь бушующее море.
В этом месте легенды снова расходятся во мнении. В одних вслед за королем и его дочерью скачет царский советник - Гвенноле. В иных - Гвенноле является монаршей семье святым духом. В обоих случаях он требует от Градлона, чтобы тот бросил свою дочь-колдунью в море. Не успел король достойно ответить (надо думать, что отец вряд ли оставил бы Дахут на верную гибель), как сама девушка зашипела на Гвенноле и, не дожидаясь отцовских действий, сама спрыгнула с коня. С тех пор, гласят легенды, Дахут живет в морской пучине. Она превратилась в русалку, которая своими сладкими песнями привлекает моряков к Бретани, где их корабли разбиваются о подводные скалы.
Святой Гвенноле приказывает Гладрону бросить дочь в море. Э. В. Люмине, 1884 (Музей изящных искусств, Кемпер)
Что касается Градлона - он благополучно завершил своё путешествие и, сойдя на берег, даже основал новый город - Кемпер, который сегодня является центром департамента Финистера и округа Кемпер. После смерти Градлона здесь была установлена статуя королю-основателю, сохранившаяся до наших дней.
По бретонским преданиям, можно услышать звон колоколов Иса, предупреждающих о приближении шторма.
Бретонцы говорят, что Ис был самым красивым городом на земле, и после его разрушения, франки переименовали Лютецию в Париж, так как по бретонски «Par Is» значит «подобный Ису». Согласно бретонским поверьям, Ис всплывёт когда Париж будет поглощён водой. Вплоть до 1792 г. в церкви Нотр-Дам в Кемпере неугасимо горела свеча, чтобы расположенный поблизости колодец не переполнился водой и не затопил город.
Считается, что Ис может возродиться, когда в нём отслужат мессу. По другим преданиям, каждые сто лет воды расступаются, и в это время можно увидеть город.
Чаще легенда воспринимается как победа христианства (Градлон был обращён святым Гвенноле) над язычеством. Однако по бретонской легенде, Градлон встречался и разговаривал с последним друидом Бретани. Король утешал его, а после смерти друида, перед строительством часовни в священной роще, наблюдал за его погребением по языческому обряду.
Легенда о затоплении Иса отличается от большинства подобных легенд, так как расположение города чётко определено: на него указывает статуя Гладрона в Кемпере, большинство обозначенных в легенде местностей действительно существует, несколько римских дорог приводят к морю (предполагается, что они должны были вести к Ису).
Помимо бретонцев, схожие легенды о затоплении имеются и у других кельтских народов - ирландцев и валлийцев. Предполагается, что легенда основана на реальном событии, произошедшем в те времена, когда бретонцы, ирландцы и валлийцы были одним народом.
Для общественности Кер-Ис был открыт виконтом Теодором Эрсаром де ла Вильмарке, который в середине XIX века опубликовал балладу «Затонувший город Ис» в своём сборнике бретонских народных песен «Барзаз Брейз».
Баллада вдохновила Александра Блока, который использовал её в своей поздней лирической драме «Роза и Крест». Переложение Блока было положено на музыку фолк-певицей Хелависой.
Возможно, когда-нибудь исследователи дна морского найдут под водой огромный город, где некогда росли великолепные сады и высились среди них каменные изваяния языческих богов
URL записи