22.10.2012 в 12:37
Пишет
tweed tea:
Еще в тему шаманизма. ЯкутияСудя по книгам на эту тему у нищих этнографов было соревнования переплюнь соседа. Весьма противоречивые сведения по одним и тем же народам! И ладно бы в разное время. Нет, разные экспедиции. И они сами признают неточность и запутанность сведений.
Вполне возможно что это жители регионов так по троллили исследователей, а может и нет. В любом случае если я это упорядочу и докопаюсь до истины мне поставят посмертный памятник, а это все же не входит в мои планы)
Особенно когда первоисточник выглядит, скажем так
Так что... вешаю оригинальные тексты. С фото и подписями.
Полный шаманский ритуальный костюм воплощает в себе сложный символический образ, содержащий всю совокупность представлений человека о Вселенной. Его три основных элемента - головной убор, кафтан с нагрудником и обувь символизируют три сферы мироздания - верхний, средний и нижний миры, отражая одну из основных идей архаического сознания о тождестве микро- и макрокосма. В основе якутского шаманского костюма лежит фантастический образ зверя-птицы, сочетающий в себе черты орла и оленя (лося). Этот образ передан в костюме особым изобразительным языком, характерным для сакрального искусства народов Сибири. Металлические подвески, покрывающие кафтан и нагрудник, изображают скелет птицы-зверя, а также оперение и шерсть этого фантастического существа. Орел и олень являлись главными персонажами древнейших космологических мифов, в которых они выступали символами небесной солнечной энергии, огня, плодородия и бессмертия, олицетворяя все мироздание. На ранних стадиях развития шаманистических воззрений, одевая такой костюм, шаман сам превращался в оленя или орла, что открывало перед ним все сферы Вселенной. Позднее эти мифологические персонажи стали главными духами-покровителями и помощниками шамана, его неизменными спутниками в "путешествиях" по иным мирам, а изображение скелета стало в большей степени ассоциироваться с духом-предком шамана. В то же время костюм пополнился новыми подвесками, изображающие Солнце, Луну и Землю, которые более конкретным и реалистическим языком воплощают все ту же идею тождества Человека и Вселенной.
Эвенкийский шаман
+++
Якутский шаманский кафтан, часть полного ритуального облачения
На стойбище. Эвены. Якутия, 1905 г.
Ритуальный танец "ёхор". Эвены. Якутия, 1905 г.
Круговой танец "ёхор" был известен многим народам Восточной Сибири (якутам, бурятам, эвенкам, эвенам, долганам и некоторым другим). Он представлял собой непрерывное движение участников, крепко взявшихся за руки, по кругу (вслед солнцу) и сопровождался исполнением различных обрядовых песен. "Ёхор" неизменно исполнялся во всех случаях, связанных с переменой состояния космоса и социума - в обрядах календарного цикла, в свадебных, при посвящении шамана и т.п. Являясь обрядовым элементом солярного культа, танец символизировал процесс божественного творения/возрождения космоса и сообщества людей. Сомкнутый круг ёхора олицетворял гармонию космического порядка, целостность мира и человеческого коллектива (рода, общины), в то время как включенный в рисунок танца разрыв круга семантически соотносился с разрушением Вселенной и социума.
Шаманское захоронение. Северная Якутия, 1905 г.
Шаманские воздушные захоронения представляли собой сложный комплекс, насыщенный многими символическими смыслами. Семантический текст этого комплекса воспроизводил мифологическую модель Мира. Организующим конструктивным элементом погребального сооружения были вертикальные шесты, завершающиеся деревянными фигурами птиц. В них ясно прочитывается идея Мировой Оси/Мирового Древа, выступающих образом самой Вселенной. Птица в этом контексте являлась символом мира небесных божеств, и всегда размещались наверху, как бы в кроне Древа, олицетворяющей верхнюю сферу Мироздания.
Как известно, птица имеет множество символических значений. В частности, она являлась посредником между тремя мирами Вселенной, и поэтому несла особую нагрузку в шаманстве. Так, в одном семантическом ряду стояли шаманский костюм, содержащий в себе образ птицы и сам шаман, как медиатор между мирами людей, духов и божеств, превращающийся в птицу во время своих камланий. Одним из значений образа птицы в погребальном комплексе являлся образ души шамана как знак его будущего возрождения. Дорога, по которой его душа уходила в иной мир и возвращалась вновь в мир людей, в погребальном сооружении обыгрывалась в прислоненным к нему длинном шесте, символизирующим Мировую Вертикаль/Мировое Древо/сакральный центр Вселенной.
Шаманские захоронения устанавливались в глухих лесных чащах, скрытых от людского взора. Согласно мифологическим представлениям якутов, лес воспринимался как образ чужого мира, мира духов природы, находящегося на пограничье между миром людей и миром мертвых.
Верования якутов Вилюйского округ
А.А.Попов(Архив МАЭ, ф.14)
Жертвоприношение духам нижнего мира
Обряд умилоствления духов болезни
Обряд испрашивания души ребенка бездетными супругами - Ого кутун кёрдёсюю
Шаманское жертвоприношение лошади - Куочай кэрэх
Кропление кумысом небеснным божествам и духам Природы (жертвоприношение), осуществляемое на празднике Ысыах белым шаманом, 1909 г.
Женщины на празднике Ысыах в Намском улусе, лето 1913 г.
Фигурки духов-предков, конец XIX-XX вв
Маска волка
URL записи