Оригинал взят у
gutta_honeyв
Ответственность и базовые потребности.В 1954 году Маслоу в книге «Мотивация и Личность» изложил свои идеи по иерархии человеческих ценностей. Согласно теории, человек может и не испытывать желания удовлетворить более высоко расположенные в данной иерархии потребности, пока не удовлетворены потребности базовые. Картинка красивая и наглядная, но надо отметить, что это все-таки графическое отображение теории, которая так и не была подтверждена научным методом. В ней немало нестыковок с реальностью. Ведь, к примеру, получается, что если кто-то не удовлетворил потребность в размножении (в основании пирамиды), то учиться не сможет, ибо тяга к познанию находится на 5-ом уровне пирамиды. Маслоу начали критиковать при жизни, и он с разной степенью успешности отбивал атаки оппонентов, но, тем не менее, картинка осталась картинкой.
Однако людей не оставляет идея найти причины, которые заставляют нас что-то в жизни делать, куда-то двигаться и что-то искать. Т.е. это те моменты, которые должны создавать мотивацию к каким-то жизненным изменениям. Должны быть у человека какие-то базовые психологические нужды, кроме ухода от боли и стремления к удовольствию. В настоящее время предполагается, что таковыми являются
потребность в автономии, потребность в ощущении собственной компетенции и потребность в образовании связей.читать дальшеАвтономия — по сути, способность принимать решения на основании собственной свободной воли, а не под давлением негативных чувств типа вины и стыда, и реализовывать свои внутренние потребности. В процессе развития ребенок становится все более и более автономным и независимым от родителей, и этому стремлению его никто не учит. Происходит это само по себе. Люди (в норме), которые не могут позволить себе изъявлять собственную волю и делать то, что они желают, ощущают тягу изменить это состояние. Но, как водится, не все так однозначно.
Все осложнено тем, что человек все-таки более сложен и социален, чем большинство живых существ. Т.е. его автономия в современном мире подразумевает гораздо больше, чем автономия, скажем дикой лошади, волка или птицы. Волк промахнулся на охоте? Ну да, остался голодным. Стоит ли порассуждать над тем, что волк сам виноват и неудачник? Естественно, можно, но это наша человеческая интерпретация событий, которая к жизни волка не имеет отношения. Волк пойдет искать другую добычу, ибо он автономен в своем поведении и ориентируется на собственные потребности. Мы также не будем рассуждать, а стоит ли волку взять на себя ответственность за будущую добычу. Это само собой разумеется, т.е. он сам начнет через какое-то время выслеживать новую добычу. Из поведения волка «ответственность» не вытащишь отдельным пунктом. И волк не может вдруг от нее отказаться.
Но у человека, как у более сложного существа, все по-другому. Ответственность выглядит совсем отдельным параметром человеческого характера и бытия, и имеет определенный смысл. Дело в том, что «взять на себя ответственность» часто звучит как «быть готовым получать регулярно люлей от окружающей среды за проколы и ошибки». Хотя, на самом деле, ответственность состоит в самостоятельном регулировании собственной деятельности и ее исходов в достижении поставленной им самим цели. Да, если не вышло, то придется переделывать, и испытаешь энное количество неприятных эмоций. Но эти неприятные эмоции — знак мозгу, что больше так делать нельзя: «Запомни это чувство и больше никогда так не делай. Пробуй другие способы и подходы, а этот признай неэффективным». Т.е. никакой самоактуализации без негативных переживаний быть не может. Они играют направляющую роль и усиливают нашу автономию в конкретной среде.
Но часть людей настроена любыми способами избежать любых неприятных ощущений, связанных с автономией. Они, с одной стороны, хотят быть независимыми и свободными, но с другой — либо ничего не делают для этого, любо делают так, чтобы не стать автономными. Фактически, люди сами себе наступают на горло базовой психологической потребности.
Происходит это по-разному. Например, люди с невротическим складом характера развивают страх, что они потеряют контроль, и автономия превратится в хаос, который их, в конце концов, убьет. Поэтому им всегда очень хочется быть автономными, но они не предпринимают к этому шагов. Нарциссы же, по своей структуре личности, не могут быть автономными именно из-за страха возможной боли в их маленьком «я». Но они, как правило, очень жаждут перемен и автономии, но так, чтобы другие люди взяли на себя неприятную часть, состоящую из боли и ответственности.
Более того, в преодолении трудностей человек находит удовлетворение еще одной потребности, потребности в определенном уровне компетентности. Если ты смог выполнить задачу, преодолеть препятствие, то ты являешься мастером. Каждый человек имеет целый набор разных «компетенций». Это навыки выполнения социальных, семейных, профессиональных ролей и способность грамотно справится с задачами и достичь целей. Это не просто список с поставленными против каждого пункта галочками. Это еще и процесс развития и совершенствования. Ибо, если человек тут никуда не двигается, то его потребность в компетенции перестает удовлетворяться.
И здесь нужно отметить, что потребность расти в области компетентности есть у всех. Ребенок сам учится ходить и разговаривать, родители ему помогают, но заставлять малыша это делать не надо. И это происходит спонтанно, если вдруг компетентность не окажется также источником наказания. Например, если ты будешь компетентнее других, тебя не будут любить. С «ботанами» часто не дружат, а родители в ответ на проявление компетентности могут сказать «больно умный нашелся». Бывает еще проще, когда рост компетентности останавливается насильно: « Не бери в руки ножик, ты все равно картошку почистить не сможешь», «Не читай эти книги, они слишком заумные».
Рост компетентности также чреват некоторыми неприятными переживаниями, связанными с тем, что не всегда с первого раза можно мастерски справиться с поставленной задачей. И хотя преодоление сложностей здесь и есть самый смак и смысл этой потребности, люди часто отказываются от собственного развития в страхе потерпеть поражение и, таким образом, потерять свою компетентность. Если я не справлюсь с этой задачей, то какой же я специалист.
И, как существо стайное, человек не может жить вне общества. Он нуждается в связях. Всем связи нужны в разной степени, например, шизоиды могут быть вполне автономны и свести общение с социумом к минимуму. Однако средний человек все-таки испытывает потребность в определенном уровне включенности в общество. Но эти связи тоже должны строится на том, насколько удовлетворяются человеческие потребности в автономии и компетентности. Если в связях, даже самых крепких, человек будет терять достаточный уровень автономности и компетентности, то степень удовлетворенности жизнью будет падать. Порой люди рвут социальные связи ради роста автономности и компетентности, а иногда сознательно жертвуют ими. Но и тут, в решении вопроса о образовании и разрыве связи, необходима готовность принять энное количество боли и взять на себя ответственность.
Все взаимосвязано, и одно изменение влечет за собой другое. Но все они скреплены ответственностью за свою жизнь. Когда люди приходят за психологической помощью или вообще как-то хотят сами что-то сделать со своей жизнью, они должны быть готовы, что для того, чтобы сделать себя более счастливым, надо испытать некое количество неприятных переживаний. И не так чтобы «я тут потерплю, а дальше рассосется», а с осознанием, что и впредь придется периодически чувствовать себя не очень хорошо. При этом, чем больше ставки, тем больше трудностей. Но не стоит к этому приделывать венок мученичества. Если вы будете рассматривать все трудности на своем пути исключительно как наказание, а не знак того, что здесь вот нужно с собой поработать, то очень скоро вы плюнете на свои потребности в автономии. Останетесь на уровне удовлетворения потребности в избегании боли. На самом деле, в этой самой ответственности и преодолении трудностей и заложено удовлетворение человеческих потребностей. Это и приносит удовлетворение жизнью и собой.