Пишет kuzulka:
Итак, Ирландское кружево. Настоящее ирландское кружево, потому что те подделки и стилизации, которые предлагают нам Осинка и иже с ними, не имеют права носить это гордое имя.
Искусство изготовления кружев пришло в Ирландию в начале 18-го века. Школы кружевниц возникли одновременно в разных концах страны. Они открывались при монастырях (например, сестры-урсулинки владели техникой изготовления венецианского кружева), учредителями многих школ стали дамы из высшего общества, заботящиеся о бедных девушках (в те времена ирландские девушки с ранних лет работали в поле наравне с мужчинами). Задачей этих школ было внедрить рукоделие в массы, чтобы противопоставить свою продукцию европейским кружевным монополистам и дать возможность зарабатывать беднейшим слоям населения.
читать дальше
Во временя английского господства Ирландия была очень бедной страной. Земля принадлежала лэндлордам, а народ на этой земле работал - много и тяжело. Большая часть ирландского населения жила в кромешной нищете, в крошечных коттеджиках с земляным полом и соломенной крышей ютилось одновременно несколько поколений одной семьи. Кстати, эти коттеджики зачастую топились почти что "по-черному" - очаг на полу у стены, а над ним - дырка в крыше. Напомните мне потом, я вам фотографии таких домиков из фольклорного парка покажу. Картофельный голод 1845-51 гг. оказался катастрофой. Картошка была основным продуктом питания беднейших слоев населения. Люди умирали сотнями, эмигрировали тысячами.
Основной секрет ирландского кружева заключается в том, оно вяжется крючком (а не на коклюшках), или иглой (это вообще ювелирная работа), и по частям, то есть сначала вяжутся мотивы - отдельные элементы орнамента, чаще всего растительные, а потом они собираются в единую композицию.
Существует несколько способов сборки полотна. Например, элементы могут быть привязаны один к другому в процессе работы (только кажется, что это просто, я пробовала).
Наиболее распространенный способ - сборка мотивов при помощи сетки. Делается это так: выкладывается композиция из мотивов, а пустоты между ними заполняются сеткой, при вязании которой мотивы соединяются в полотно. Из-за того, что пустоты между мотивами всегда имеют разную форму, их трудно заполнять филейной сеткой или сеткой "соты". Поэтому чаще всего используется нерегулярная сетка, которая вяжется в разных направлениях с неодинаковыми ячейками и "обтекает" мотивы.
Можно сначала связать сетку основы, а затем на нее нашить мотивы кружева, или за основу взять не сетку, а, например, ажурное полотно, связанное крючком.
Кроме того, мотивы можно сшивать иголкой (если полотно состоит из плотно прилегающих друг к другу мотивов).
На этой фотографии - дамский нарядный чепец. Здесь использована техника нашивания мотивов на сетку.
Можно соединить мотивы стежками из нитей, которые потом обшиваются швом "ришелье" или сама сетка выполняется по принципу игольного кружева.
Всему этому учили ирландских девочек в школах кружевоплетения. А потом и не только девочек - мужчины тоже не брезговали этим рукоделием, которое давало ощутимый заработок.
Кружевное рукоделие быстро прижилось в народе и пользовалось большой популярностью. Часто им занимались целыми семьями - каждый член семьи набивал руку на каком-то одном-двух мотивах, кто-то вязал основу, а кто-то собирал кружевное полотно.
Работа сдавалась скупщику (который снабжал своих работников нитками, крючками и иглами). Кстати, представители скупщика регулярно ходили по домам с инспекцией - следили, чтобы в домах было чисто, светло, чтобы работники не хватали кружево грязными руками. На ночь кружево "укладывали спать" под матрас, предварительно завернув работу в чистую ткань - чтобы она не мялась и не пылилась. Вполне естественно, что из тяжелой работы в поле, на строительстве дорог или на торфозаготовках и кружевоплетения, все, кто мог, выбирал последнее. Тем более, что школы были бесплатными, и брали туда всех желающих.
Известно несколько стилей ирландского кружевоплетения.
1. Irish crochet lace - кружево, которое вяжется крючком, наиболее распространенное в Ирландии.
2. Carrickmacross lace - названное в честь города Carrickmacross в графстве Monaghan. Эту кружевную школу основала Mrs Grey Porter, которая привезла в Ирландию кружевные аппликации из своего медового месяца в Италии, она учила девушек копировать итальянские кружева. Постепенно узоры обырландились, но стиль сохранил свои отличительные черты.
3. Clones lace - основанные на венецианском кружеве очень тонкие кружевные узоры, связанные крючком на фоне тончайшей сетки. Крючки использовались очень тонкие, не толще швейной иглы.
4. Kenmare lace - берут свое начало в монастые в городе Kenmare, основанном вскоре после окончания голода. Монахини, увидев, что местное население нуждается в работе и бедствует, открыли свою кружевную школу. Чрезвычайно сложное кенмарское кружево создается из двух слоев ткани - тонкая сеть (основа кружева) и более плотная ткань-подкладка. Когда работа закончена, подкладка ювелирно вырезается и остается тончайшее легчайшее кружево, которое славится своими сложными узорами.
5. Inishmacsaint lace - более позднее кружево, производство которого началось в конце первого десятилетия 20-го века в городке Inishmacsaint в графстве Fermanagh. Кружевной узор вышивался по муслиновой ткани.
6. Limerick lace - наиболее коммерческий вид кружева. Это чрезвычайно легкие и тонкие узоры, вышитые крошечными стежками по тончайшей легчайшей сетке. Обычно выполнялись на подкладке, натянутой на раму (подкладка потом удалялась), но наиболее ловкие мастерицы умудрялись рамой не пользоваться.
Это основные виды. Существует еще множество производных стилей, но все они так или иначе относятся к одному из основных видов.
Тонкость и изящество работы поражает.
Вортнички, брошки, чепцы, кошелечки - да все, что угодно из кружева.
Увидев, что я мучительно пристраиваюсь к этому старинному чепцу, эта добрая дама взяла его в руки со словами "Подержу в руках историю страны!"
В 20-м веке ручное кружево было практически повсеместно вытеснено машинным, а после обретения Ирландией независимости и вовсе утратило свою популярность.
Но сейчас интерес к кружеву возрождается, во многих городах есть музеи и галереи кружева, а в качестве туристического сувенира оно никогда не теряло своей популярности. Но будьте внимательны: в сувенирном магазине вам, скорее всего, продадут высококачественное машинное кружево (так же, как и знаменитые Аранские свитера, которые теперь почти уже не вяжутся руками). Так что если вы хотите приобрести кружево непременно ручной работы, то вам следует искать галерею при школе - там обычно продают работы учеников и преподавателей школы, и там-то вам точно не всучат машинной подделки.
Все кружева на фотографиях ручной работы, датированные концом 18-го - началом 20-го века.
В конце лекции был маленький мастер-класс, на котором демонстрировали разные способы плетения и вязания кружев, но мастерицы так быстро двигали руками, что фотографий толком не получилось.
Ирландское кружево
Пишет kuzulka:
Итак, Ирландское кружево. Настоящее ирландское кружево, потому что те подделки и стилизации, которые предлагают нам Осинка и иже с ними, не имеют права носить это гордое имя.
Искусство изготовления кружев пришло в Ирландию в начале 18-го века. Школы кружевниц возникли одновременно в разных концах страны. Они открывались при монастырях (например, сестры-урсулинки владели техникой изготовления венецианского кружева), учредителями многих школ стали дамы из высшего общества, заботящиеся о бедных девушках (в те времена ирландские девушки с ранних лет работали в поле наравне с мужчинами). Задачей этих школ было внедрить рукоделие в массы, чтобы противопоставить свою продукцию европейским кружевным монополистам и дать возможность зарабатывать беднейшим слоям населения.
читать дальше
Итак, Ирландское кружево. Настоящее ирландское кружево, потому что те подделки и стилизации, которые предлагают нам Осинка и иже с ними, не имеют права носить это гордое имя.
Искусство изготовления кружев пришло в Ирландию в начале 18-го века. Школы кружевниц возникли одновременно в разных концах страны. Они открывались при монастырях (например, сестры-урсулинки владели техникой изготовления венецианского кружева), учредителями многих школ стали дамы из высшего общества, заботящиеся о бедных девушках (в те времена ирландские девушки с ранних лет работали в поле наравне с мужчинами). Задачей этих школ было внедрить рукоделие в массы, чтобы противопоставить свою продукцию европейским кружевным монополистам и дать возможность зарабатывать беднейшим слоям населения.
читать дальше