16.01.2012 в 16:55
Пишет Sever_Snape:Про Neverland
Neverland, на который я набрел по наводке Яна, нахлобучил по вполне ожидаемой схеме). Вернее, я не рассчитывал, что это настолько буквально та же песня, поэтому, когда услышал: «Ты такой же, как твой отец!», у меня был ымоционально-истерический приход с воплями в никуда: «Бля, опять!! Опять тоже самое, бля, бля, ну сколько же можно, Снейп?!» Я смотрел ночью и утром был допрошен, какого черта орал ночью в своей комнате и матерился))). Я сказал, что кошмар приснился)))
адске много буковЪХороший фильм в плане самодиагностики. Тараканы по-прежнему такие тараканы, оказывается, выморожены не до конца.
Что прекрасно — это гораздо более сказка, чем Гарепотер, в том смысле, что конфликт доведен до крайности, как это и полагается в сказках. Что совсем не прекрасно — конфликт абсолютно не решен, а законсервирован чудесным образом, что, впрочем, мы имеем и в Гарепотере, но в Гарепотере тот-самый-конфликт гораздо более актуален для Снейпа, чем для Гарри (и вот именно Снейпом и не решен, да), а в Neverland конфликт актуален для Питера. То есть, гы, в совокупности мы имеем две сказки, показывающие один и тот же конфликт (он не единственный в обеих сказках) с позиции двух участников оного конфликта, и без малейших признаков завершенности, что приводит к легкой форме воспаления мозга у наблюдателей, которых в той или иной степени данный конфликт цепляет — и которым нужно непременно завершить гештальт, то есть писать фанфики, выстраивать схемы, то бишь, всячески крутиться ради позитивного разрешения конфликта)).
Neverland имхо выстроен так, что классический психоанализ бурно плачет слезами умиления. Даже и не припомню произведения, которое ложилось в прокрустово ложе классического психоанализа так изящно и без всяких обрезаний/растягиваний конечностей. Если бы академики были так же, как сказочники (юнгианцы), склонны иллюстрировать теорию всякими примерами из искусства, они бы точняк включили Neverland в свои учебники). Схема самая что ни на есть примитивная. Имеем в анамнезе мальчика-сироту, которого в пять лет забирает из приюта некий мужчина и воспитывает, как своего сына. На момент начала событий Питеру лет 14-15, то есть, в самом разгаре пубертатный кризис. И вот в этом прекрасном возрасте у него начинаются навязчивые серийные сны (назовем это так, да), в которых он попадает в безвременье, то есть в некое место, где он навсегда останется подростком. Фиксируем подсознательное желание «не взрослеть». В реале на уровне сознания мы имеем прямо противоположный импульс: скорее вырасти и стать равноправным партнером своему приемному отцу (то, что Джимми в реальности никогда не позиционировал себя «приемным отцом» Питера, это не важно, он в сознании мальчика, разумеется, мог попасть исключительно под отцовские проекции). Даже поверхностного взгляда на происходящее в Безвременье достаточно для понимания того, что разыгрывается многоходовая сцена негативного эдипова комплекса. Во всей его классической красе). К моему восторгу, там есть даже первосцена!))) Причем буквальная, люди, буквальная! Никаких аллегорий)). Фрустрирующий и ненавидимый сугубо отрицательный материнский образ, любовь к отцу и чудовищная ревность (боже-боже, ты любишь не меня, ты любишь маму), страх матери (она вообще типо «главная», как и должно быть), желание ее убить (почти реализованное) и наконец смерть от рук матери (вполне реализованная, да). Поскольку вся эта чудесная картинка окрашена мрачными красками кондового запрета на инцест. Этот самый запрет на инцест, собственно, и порождает сам феномен Neverland’а: единственный способ избежать сексуального контакта с отцом — это остановить время, перестать расти. И тогда «оно» не случится. Однако это кажется недостаточным) И в Neverland’ е повсюду развешиваются дополнительные красные флажки. Особенно прелестно, как инцест второго типа (Джимми буквально не отец, а лишь носитель отцовских проекций Питера) плавно перерастает в инцест первого типа: по ходу выясняется, что Джимми любил мать Питера и убил его настоящего отца=занял его место). И разумеется, в Neverland’е вожделенный в прямом смысле этого слова отец оказывается козлом и предателем, что тоже фактор разъединяющий.
По ходу серийных снов раскручиваются воистину трагические метания эго между напором ид и запретами супер-эго.
Показательный момент: после того, как Питер стал-таки круче мамы, отец маму бросает и возвращается к нему. И они воссоединяются — и намечается тенденция разрешения конфликта: Джимми говорит: мы вернемся, и ты мне станешь равным, партнером, и все будет ОК. Кстате… Я не знаю, специально или нет в фильме отношения Питера и Джимми настолько явно эротически окрашены, что становится прямо немного не по себе). Взрослый мужчина обнимает подростка лет четырнадцати, но он так умудряется к нему прикасаться, что это на отцовские обнимашки непохоже совершенно: у него, у Джимми, меняется лицо и — чордпобери — он прикрывает глаза)). По-моему, всякий раз, как обнимает Питера)). И вот, значит, когда Питер уже готов принять реальность и готов вырасти, супер-эго опять дает мощный пинок под зад ид, и картинка резко меняется: папочка законно возвращается к мамочке, а вот Питер получает нехилое наказание за свои попытки сблизиться с отцом: он вообще нафиг все забывает!) Чтоб впредь неповадно было)) Но ни черта это Питеру не помогает) Борьба продолжается. Вся схема Питеровского бреда (сна) в попытке разрешить конфликт до крайности амбивалентна. Мать его убивает, да — но он возвращается обновленным и с крутыми возможностями (я лучше мамы, ййййооохххо! — и вот тут происходит провал, о котором я выше писал, он чуть не соединяется-таки с Джимми, но в итоге теряет память). Однако желание близости с отцом не отпускает — и подсознание выдает новый виток. Когда теми же самыми возможностями пытается овладеть и мать — она умирает по-настоящему. То есть, одной рукой строим заборы, другой — ломаем в них дырки. Путь к отцу теперь свободен. Но запрет-то непреодолен и в общем и не может быть преодолен. Фишка в том, что Питер НЕ ЖЕЛАЕТ разрешения конфликт. Он желает его заморозить на стадии неразрешения, и черт возьми, ему это удается. Во-первых, он остается в Neverland’е, во-вторых, чтобы папочка не дай бог не нашел себе какую-нибудь новую мамочку, папочку тупо ЗАПИРАЮТ в горной пещере (вот тут уже метафора, да, но очень очевидная: Джимми в фантазиях Питера лишился свободы). И на текущий момент мы имеем картинку маслом: я вечный мальчик, папа полностью в моей власти, его любовь ко мне законна (я же маленький!). И это в полнейшей стагнации. И никаких шансов развития. Печаль-печаль). Пока Питер по-настоящему не разберется со своими отношениями с Джимми, конфликт не разрешится.
По юнгианским раскладам, совершенно не таким очевидным и лобовым, как классически психоаналитические, все гораздо более запутанно и многопланово. У меня сейчас нет куража описывать свои соображения — и я их не до конца обдумал). Но я скажу про первый кирпич, с которого я начал городить огород) Он в фильме был кирпичом последним: «Питер, ты больше не отбрасываешь тень». Опять-таки, чарующая буквальность: все, что произошло с Питером, привело к полному зачеркиванию собственной теневой стороны. Консервация в архетипе пуэрта собственно именно это и подразумевает. Если теневая сторона Питера — это как раз Джимми и есть, мы опять упираемся носом в отношения Питера и Джимми, которые в фильме прочно заморожены на стадии неразрешенного конфликта.
Есть символика в фильме, с которой меня прямо-таки прёт. Например, часы Джимми. В которые помещен портрет матери Питера. Которыми Джимми таки запускает Питеру прямо в его упрямый лоб (часами! в лоб!). Или вот тот факт, что в Neverland можно попасть, ёбнув со всей дури по ШАРУ. Или то, что в Neverland провалились именно пираты и индейцы. Или то, что изначально Питер и Джимми — воры (сиречь «берущие не свое»). Или то, что Питера из его состояния проклятости (забывания всех) выводит мелодия Марсельезы (гимн теневой стороны).
Можно еще на все это посмотреть с позиции Джимми, а не Питера. Но тут я калькирую на Снейпа сразу — и в общем, ничего нового не вижу. Та же жопа, только в профиль)).
Интересно вот что — для меня лично. В контексте моих тараканов, да). Я снарри для себя внутренне закрыл, потому что твердо решил, для Снейпа Гарри — связующий объект. Поэтому, ясен ясень, путь к разрешению — это внутреннее уничтожение связующего объекта, тогда Снейп может жить нормальной жизнью, олвейзы закончатся, наконец. По факту Снейпа излечат только полнейшие не-отношения с Гарри. Решить-то я решил, но все равно продолжал пытаться писать снарри — и испытывал чувство вины, что опять и снова толкаю Снейпа в жопу. А вот после Neverland я внезапно задумался) А связующий ли объект Гарри? А не замещающий ли? Это ж совсем другое дело в плане развязки. Для Джимми Питер однозначно замещающий объект. В случае со Снейпом и Гарри все будет сложнее. Я понимаю, люди, вам все это смешно читать — но чортпобери,
А еще мне приснился сон — в тот остаток ночи, что я спал) Мне приснился Снейп, сука. Мне приснилось, что Снейпу приснился Neverland. И он ужаснулся до самой глубины души. И вот эти самые ужасающие мысли Снейпа по поводу: «куда это нас с Поттером завело?!», вернее, «куда это я Поттера завел?!» меня истерзали прямо до: «сядь, придурог, сядь — и допиши ты уже все свои гребаные снарри»)))
По сабжу, лол! Neverland — оч интересный и главное охуенно красивый «мини-сериал») Так что рекомендую) Только детям не надо это показывать).
И кстати — а он что, типо того? Закончен? Если да — это все ж таки жесть. Но опять же — чо они дальше снимали бы? Им же надо дальше снимать по сути отношения Питера и Джимми. Не канает, да). А ТАК жаль, чорт возьми. Хотел бы я это видеть.
URL записи