10.01.2011 в 00:42
Пишет Осенняя хандра:Содомиты.
Меня потянуло в историю.
У древних греков не было специального слова для обозначения гомосексуальности. И его не существовало вплоть до...У древних греков не было специального слова для обозначения гомосексуальности. И его не существовало вплоть до эпохи Средневековья, когда гомосексуальное поведение было определено как греховное и преступное и были изобретены слова для идентификации людей, искавших сексуальных партнеров своего пола. Осуждение гомосексуальности явилось частью процесса изменения моральной оценки сексуальности, произошедшей через семь столетий после Рождества Христова. Истоки философии, согласно которой любое проявление чувственности считается греховным, лежат в произведениях греческих философов-стоиков, а также в поздних произведениях Платона. В III веке до н. э. стоики пропагандировали безразличие ко всем источникам удовольствия, включая, конечно, секс, и советовали сдерживать душевные волнения. Произведения стоиков, заново открытые по прошествии нескольких веков, повлияли на взгляды некоторых средневековых теологов, которые начали отстаивать идею греховности сексуального наслаждения. Стоики также пустили в обращение мысль о том, что «естественным» может считаться только половой акт, совершающийся с репродуктивной целью. (Согласно взглядам некоторых из них, даже репродуктивный секс может быть загрязнен слишком большим физическим-удовольствием и, следовательно, стать греховным.) Любые сексуальные отношения, не ведущие к зачатию, считались незаконными и «противоестественными». Постепенно различные отвергаемые формы полового акта получили общее определение «содомии». Слово, конечно же, происходит от названия одного из городов, разрушенных, согласно Ветхому Завету, Богом, — Содома и Гоморры.
В произведениях средневековых философов «содомией» именуется не только гомосексуализм. Мастурбация, оральный и анальный половой акт между гетеросексуальными партнерами наряду с половым актом с животным расценивались как акты содомии. Так же относились и к прерыванию полового акта (извлечение пениса до оргазма во время гетеросексуального полового акта — примитивный способ регулирования рождаемости), то есть к получению удовольствия от секса, не имевшего целью деторождение. По мнению некоторых писателей Средневековья, половой акт, совершающийся в позе, отличной от «миссионерской», также являлся актом содомии, так как считалось, что шансы на зачатие при этом уменьшались. Фома Аквинский, один из наиболее влиятельных схоластиков Средневековья, в своей монументальной «Сумме теологии» и других работах дал богословское обоснование подобного отношения, утверждая, что использование половых органов не с целью продолжения рода порочно и сладострастно. Поскольку гомосексуальные акты не вели к продолжению рода и, следовательно, имели своей единственной целью лишь удовольствие, Аквинат утверждал, что гомосексуальная близость является эгоистичным поиском наслаждения и поэтому греховна.
Однако не все средневековые теологи пользовались признаком возможности зачатия, чтобы классифицировать сексуальные грехи. Многие считали содомией половой акт между христианами и иудеями или христианами и мусульманами; таким образом, даже потенциально репродуктивный половой акт мог быть под запретом, если происходил с неподобающим партнером. Данное отношение проистекало из убеждения, что «неверные» в глазах Господа равны собакам и другим животным; половой акт с ними, следовательно, был «противоестественным».
Средневековые категории отличались от наших тем, что классифицировали половые акты, но не их участников. Содомит являлся не столько личностью особого типа, сколько личностью, уличенной в совершении греха особого типа — «противоестественном половом сношении». Если древние греки рассматривали гомосексуальную близость как удовольствие, которым в то или иное время могли наслаждаться и мужчины и женщины, средневековые европейцы опасались содомии как греха, который, под влиянием соблазна, мог совершить каждый.
Поскольку большинство грамотных людей этого времени были священниками или монахами (исключительно мужская сфера деятельности), а церковь на протяжении веков стремилась помешать «противоестественным» сексуальным отношениям и наказать содомитов, мы имеем только фрагменты описаний гомосексуализма в Средние века. Тем не менее сохранилось достаточное количество писем и поэм откровенно гомоэротического характера (по иронии, большинство из них написаны священниками), позволяющих говорить о существовании гомосексуальной субкультуры в монастырях Европы X—XI веков. Так, один из ведущих историков говорит о «гомосексуальной литературе расцвета Средневековья» . Расшифровки протоколов судебных процессов по делам о содомии, а также, конечно, данные о мужчинах и женщинах, обвиненных в совершении гомосексуальных актов, свидетельствуют о том, что гомосексуализм продолжал существовать и позднее, во времена масштабных репрессий. Но почти ничего не известно о внутренних психологических переживаниях людей этого времени, испытывавших влечение к лицам своего пола. Трудно рассуждать с какой-либо долей уверенности о том, было ли у них что-то общее с современными геями и лесбиянками.
В различных местах и в разное время на протяжении эпохи Средневековья гомосексуальные отношения осуждались, не будучи серьезно наказуемыми, и допускалось влечение к лицам своего пола. Один из таких оазисов терпимости был создан неким благородным рыцарем, который мог быть лично заинтересован в вопросе. «Законы Мелфи» — свод законов, разработанный в 1231 году для управления завоеванным Германской империей королевством Сицилия. Он предусматривает обычные для Средневековья наказания за многие религиозные преступления (ересь, ростовщичество), но заметно его умолчание в отношении гомосексуализма. В качестве объяснения необычной терпимости этих законов современные исследователи приводят тот факт, что германский император Фридрих II сам был обвинен папой римским в «содомии» и гомосексуальных любовных связях30.
Со временем, когда прелаты и епископы под руководством папы надежно укрепили свою власть на всем континенте, католическая церковь стала оказывать все большее и большее влияние на все стороны европейской жизни. Многие грехи, такие как ересь и содомия, превратились в уголовно наказуемые преступления. К XIV веку монахи и князья по всей Европе, подчинившись давлению католической церкви, объявили содомию преступной. Часто она считалась преступлением, караемым смертной казнью. По английскому закону XIII века люди, уличенные в половой связи с евреями, детьми или лицами своего пола, должны были сжигаться заживо. (Этот же закон отправлял на костер поджигателей, колдунов и еретиков31.) Кульминацией развития церковной бюрократии стало учреждение папами инквизиции, на которую возлагалась обязанность уничтожать всех, кто сопротивлялся власти церкви (в зависимости от случая именуемых еретиками, ведьмами, содомитами или евреями). Протоколы процессов того времени над осужденными за эти преступления свидетельствуют о том, что существовало определенное число людей, которые даже под угрозой самых страшных наказаний не могли побороть гомосексуальные склонности.
Историки проследили постепенный сдвиг в отношении к гомосексуализму со времени падения Римской империи до начала эпохи Возрождения (с V по XV век) от относительного безразличия к людям с гомосексуальными склонностями до страшных наказаний за единичные гомосексуальные акты. Судьбы двух английских монархов показывают, как поразительно изменилось отношение к интимным отношениям однополых партнеров к концу Средневековья.
Ричард Львиное Сердце (Ричард I), крестоносец и король Англии с 1189 по 1199 год, испытал в молодости страстное влечение к Филиппу, юному королю Франции. Хроникер Роджер Ховедонский описывал это следующим образом: «Ричард, князь Аквитанский, сын короля Англии, оставался с Филиппом, королем Франции, столь почитавшим его, так долго, что каждый день они обедали за одним столом и вкушали с одного блюда и ночью их ложа не разделяли их. И король Франции любил его, как свою собственную душу; и они любили друг друга так сильно, что король Англии был совершенно поражен страстной любовью между ними и дивился ей».
Хотя Ричард женился, его брак был бездетным и большую часть своей жизни он провел за сотни и даже тысячи миль от жены. Ричард и Филипп многие годы провели вместе во время третьего крестового похода в Палестину. Окончание похода разлучило их, Ричард вернулся в Англию, к семье, но пробыл здесь всего несколько месяцев до своего отъезда во Францию. Там он и провел в сражениях остаток жизни и, в конце концов, погиб в битве против войск своего бывшего возлюбленного. По всей видимости, сексуальные предпочтения Ричарда не вызывали нездорового интереса на протяжении его жизни и никак не отразились на его репутации отважного рыцаря.
Трудно представить себе что-либо более непохожее на это, чем несчастливая жизнь и ужасная смерть Эдуарда II, правившего Англией с 1307 по 1327 год. Хотя он был женат и имел четырех детей, его истинной любовью был Пьер Гавестон, в исторических трудах прошлого стыдливо именуемый «фаворитом» Эдуарда. Отец Эдуарда II, Эдуард I, пытаясь прекратить эти отношения, изгнал юного Гавестона из страны, но, вступив в 1307 году на трон в возрасте двадцати трех лет, Эдуард II вызвал своего любовника обратно в Англию. Разгневанный влиянием, которым пользовался Гавестон, английский парламент почти сразу же, в 1308 году, вновь изгнал его, но два года спустя Эдуард организовал его повторное возвращение. Восстание баронов в 1312 году, во время которого Гавестон был убит, окончательно решило проблему непристойной связи короля. После смерти Гавестона Эдуард вступил в связь с Хьюго Диспенсером, другом детства, привязанность к которому он сохранял до конца своей жизни. В 1326 году его жена Изабелла, к этому времени жившая отдельно от Эдуарда со своим любовником во Франции, вернулась в Англию, чтобы возглавить новое восстание баронов, в результате которого Эдуард был свергнут с трона. Диспенсер, после того как ему отрезали гениталии, был обезглавлен и публично сожжен на костре. Эдуард девять месяцев провел в заточении в замке Беркли, а затем по приказу Изабеллы был убит раскаленным железом, введенным в анус.
Некоторые утверждали, что Эдуард был неумерен в проявлении своих предпочтений и наделении властью своих любовников и что именно его неуважение к баронам и отречение от жены — а не пол его партнеров — привели его к гибели. (Эдуард был одним из немногих английских монархов, убитых жаждущими власти баронами, которые использовали любой предлог для оправдания своих действий. Другой неудобный английский монарх, Эдуард V, просто пропал в 1483 году — он был одним из «двух маленьких принцев», исчезнувших в лондонском Тауэре при загадочных обстоятельствах.)
Что касается Изабеллы, то, возможно, было бы легче понять ее гротескный реванш как жест негодования обманутой жены, если бы, вернувшись в Англию, чтобы подхватить знамя баронов в борьбе против своего мужа, она оставила во Франции своего любовника. Однако Роджер Мортимер сопровождал Изабеллу во время выступления против Эдуарда и вместе с ней правил Англией до тех пор, пока они не были свергнуты сыном Эдуарда, Эдуардом III. Какими бы ни были политические махинации, сопровождавшие свержение Эдуарда, неоправданные мучения и увечья, причиненные ему и Диспенсеру, несомненно, ясно иллюстрируют истерический страх перед «содомией», который вскоре, во времена власти инквизиции, охватил весь континент и обрек тысячи гомосексуалистов на муки и смерть.
A Natural History of HOMOSEXUALITY
Francis Mark Mondimore
URL записиМеня потянуло в историю.
Будь на свете одна Афродита, Эрот был бы тоже один;
но коль скоро Афродиты две, то и Эротов должно быть два.
но коль скоро Афродиты две, то и Эротов должно быть два.
У древних греков не было специального слова для обозначения гомосексуальности. И его не существовало вплоть до...У древних греков не было специального слова для обозначения гомосексуальности. И его не существовало вплоть до эпохи Средневековья, когда гомосексуальное поведение было определено как греховное и преступное и были изобретены слова для идентификации людей, искавших сексуальных партнеров своего пола. Осуждение гомосексуальности явилось частью процесса изменения моральной оценки сексуальности, произошедшей через семь столетий после Рождества Христова. Истоки философии, согласно которой любое проявление чувственности считается греховным, лежат в произведениях греческих философов-стоиков, а также в поздних произведениях Платона. В III веке до н. э. стоики пропагандировали безразличие ко всем источникам удовольствия, включая, конечно, секс, и советовали сдерживать душевные волнения. Произведения стоиков, заново открытые по прошествии нескольких веков, повлияли на взгляды некоторых средневековых теологов, которые начали отстаивать идею греховности сексуального наслаждения. Стоики также пустили в обращение мысль о том, что «естественным» может считаться только половой акт, совершающийся с репродуктивной целью. (Согласно взглядам некоторых из них, даже репродуктивный секс может быть загрязнен слишком большим физическим-удовольствием и, следовательно, стать греховным.) Любые сексуальные отношения, не ведущие к зачатию, считались незаконными и «противоестественными». Постепенно различные отвергаемые формы полового акта получили общее определение «содомии». Слово, конечно же, происходит от названия одного из городов, разрушенных, согласно Ветхому Завету, Богом, — Содома и Гоморры.
В произведениях средневековых философов «содомией» именуется не только гомосексуализм. Мастурбация, оральный и анальный половой акт между гетеросексуальными партнерами наряду с половым актом с животным расценивались как акты содомии. Так же относились и к прерыванию полового акта (извлечение пениса до оргазма во время гетеросексуального полового акта — примитивный способ регулирования рождаемости), то есть к получению удовольствия от секса, не имевшего целью деторождение. По мнению некоторых писателей Средневековья, половой акт, совершающийся в позе, отличной от «миссионерской», также являлся актом содомии, так как считалось, что шансы на зачатие при этом уменьшались. Фома Аквинский, один из наиболее влиятельных схоластиков Средневековья, в своей монументальной «Сумме теологии» и других работах дал богословское обоснование подобного отношения, утверждая, что использование половых органов не с целью продолжения рода порочно и сладострастно. Поскольку гомосексуальные акты не вели к продолжению рода и, следовательно, имели своей единственной целью лишь удовольствие, Аквинат утверждал, что гомосексуальная близость является эгоистичным поиском наслаждения и поэтому греховна.
Однако не все средневековые теологи пользовались признаком возможности зачатия, чтобы классифицировать сексуальные грехи. Многие считали содомией половой акт между христианами и иудеями или христианами и мусульманами; таким образом, даже потенциально репродуктивный половой акт мог быть под запретом, если происходил с неподобающим партнером. Данное отношение проистекало из убеждения, что «неверные» в глазах Господа равны собакам и другим животным; половой акт с ними, следовательно, был «противоестественным».
Средневековые категории отличались от наших тем, что классифицировали половые акты, но не их участников. Содомит являлся не столько личностью особого типа, сколько личностью, уличенной в совершении греха особого типа — «противоестественном половом сношении». Если древние греки рассматривали гомосексуальную близость как удовольствие, которым в то или иное время могли наслаждаться и мужчины и женщины, средневековые европейцы опасались содомии как греха, который, под влиянием соблазна, мог совершить каждый.
Поскольку большинство грамотных людей этого времени были священниками или монахами (исключительно мужская сфера деятельности), а церковь на протяжении веков стремилась помешать «противоестественным» сексуальным отношениям и наказать содомитов, мы имеем только фрагменты описаний гомосексуализма в Средние века. Тем не менее сохранилось достаточное количество писем и поэм откровенно гомоэротического характера (по иронии, большинство из них написаны священниками), позволяющих говорить о существовании гомосексуальной субкультуры в монастырях Европы X—XI веков. Так, один из ведущих историков говорит о «гомосексуальной литературе расцвета Средневековья» . Расшифровки протоколов судебных процессов по делам о содомии, а также, конечно, данные о мужчинах и женщинах, обвиненных в совершении гомосексуальных актов, свидетельствуют о том, что гомосексуализм продолжал существовать и позднее, во времена масштабных репрессий. Но почти ничего не известно о внутренних психологических переживаниях людей этого времени, испытывавших влечение к лицам своего пола. Трудно рассуждать с какой-либо долей уверенности о том, было ли у них что-то общее с современными геями и лесбиянками.
В различных местах и в разное время на протяжении эпохи Средневековья гомосексуальные отношения осуждались, не будучи серьезно наказуемыми, и допускалось влечение к лицам своего пола. Один из таких оазисов терпимости был создан неким благородным рыцарем, который мог быть лично заинтересован в вопросе. «Законы Мелфи» — свод законов, разработанный в 1231 году для управления завоеванным Германской империей королевством Сицилия. Он предусматривает обычные для Средневековья наказания за многие религиозные преступления (ересь, ростовщичество), но заметно его умолчание в отношении гомосексуализма. В качестве объяснения необычной терпимости этих законов современные исследователи приводят тот факт, что германский император Фридрих II сам был обвинен папой римским в «содомии» и гомосексуальных любовных связях30.
Со временем, когда прелаты и епископы под руководством папы надежно укрепили свою власть на всем континенте, католическая церковь стала оказывать все большее и большее влияние на все стороны европейской жизни. Многие грехи, такие как ересь и содомия, превратились в уголовно наказуемые преступления. К XIV веку монахи и князья по всей Европе, подчинившись давлению католической церкви, объявили содомию преступной. Часто она считалась преступлением, караемым смертной казнью. По английскому закону XIII века люди, уличенные в половой связи с евреями, детьми или лицами своего пола, должны были сжигаться заживо. (Этот же закон отправлял на костер поджигателей, колдунов и еретиков31.) Кульминацией развития церковной бюрократии стало учреждение папами инквизиции, на которую возлагалась обязанность уничтожать всех, кто сопротивлялся власти церкви (в зависимости от случая именуемых еретиками, ведьмами, содомитами или евреями). Протоколы процессов того времени над осужденными за эти преступления свидетельствуют о том, что существовало определенное число людей, которые даже под угрозой самых страшных наказаний не могли побороть гомосексуальные склонности.
Историки проследили постепенный сдвиг в отношении к гомосексуализму со времени падения Римской империи до начала эпохи Возрождения (с V по XV век) от относительного безразличия к людям с гомосексуальными склонностями до страшных наказаний за единичные гомосексуальные акты. Судьбы двух английских монархов показывают, как поразительно изменилось отношение к интимным отношениям однополых партнеров к концу Средневековья.
Ричард Львиное Сердце (Ричард I), крестоносец и король Англии с 1189 по 1199 год, испытал в молодости страстное влечение к Филиппу, юному королю Франции. Хроникер Роджер Ховедонский описывал это следующим образом: «Ричард, князь Аквитанский, сын короля Англии, оставался с Филиппом, королем Франции, столь почитавшим его, так долго, что каждый день они обедали за одним столом и вкушали с одного блюда и ночью их ложа не разделяли их. И король Франции любил его, как свою собственную душу; и они любили друг друга так сильно, что король Англии был совершенно поражен страстной любовью между ними и дивился ей».
Хотя Ричард женился, его брак был бездетным и большую часть своей жизни он провел за сотни и даже тысячи миль от жены. Ричард и Филипп многие годы провели вместе во время третьего крестового похода в Палестину. Окончание похода разлучило их, Ричард вернулся в Англию, к семье, но пробыл здесь всего несколько месяцев до своего отъезда во Францию. Там он и провел в сражениях остаток жизни и, в конце концов, погиб в битве против войск своего бывшего возлюбленного. По всей видимости, сексуальные предпочтения Ричарда не вызывали нездорового интереса на протяжении его жизни и никак не отразились на его репутации отважного рыцаря.
Трудно представить себе что-либо более непохожее на это, чем несчастливая жизнь и ужасная смерть Эдуарда II, правившего Англией с 1307 по 1327 год. Хотя он был женат и имел четырех детей, его истинной любовью был Пьер Гавестон, в исторических трудах прошлого стыдливо именуемый «фаворитом» Эдуарда. Отец Эдуарда II, Эдуард I, пытаясь прекратить эти отношения, изгнал юного Гавестона из страны, но, вступив в 1307 году на трон в возрасте двадцати трех лет, Эдуард II вызвал своего любовника обратно в Англию. Разгневанный влиянием, которым пользовался Гавестон, английский парламент почти сразу же, в 1308 году, вновь изгнал его, но два года спустя Эдуард организовал его повторное возвращение. Восстание баронов в 1312 году, во время которого Гавестон был убит, окончательно решило проблему непристойной связи короля. После смерти Гавестона Эдуард вступил в связь с Хьюго Диспенсером, другом детства, привязанность к которому он сохранял до конца своей жизни. В 1326 году его жена Изабелла, к этому времени жившая отдельно от Эдуарда со своим любовником во Франции, вернулась в Англию, чтобы возглавить новое восстание баронов, в результате которого Эдуард был свергнут с трона. Диспенсер, после того как ему отрезали гениталии, был обезглавлен и публично сожжен на костре. Эдуард девять месяцев провел в заточении в замке Беркли, а затем по приказу Изабеллы был убит раскаленным железом, введенным в анус.
Некоторые утверждали, что Эдуард был неумерен в проявлении своих предпочтений и наделении властью своих любовников и что именно его неуважение к баронам и отречение от жены — а не пол его партнеров — привели его к гибели. (Эдуард был одним из немногих английских монархов, убитых жаждущими власти баронами, которые использовали любой предлог для оправдания своих действий. Другой неудобный английский монарх, Эдуард V, просто пропал в 1483 году — он был одним из «двух маленьких принцев», исчезнувших в лондонском Тауэре при загадочных обстоятельствах.)
Что касается Изабеллы, то, возможно, было бы легче понять ее гротескный реванш как жест негодования обманутой жены, если бы, вернувшись в Англию, чтобы подхватить знамя баронов в борьбе против своего мужа, она оставила во Франции своего любовника. Однако Роджер Мортимер сопровождал Изабеллу во время выступления против Эдуарда и вместе с ней правил Англией до тех пор, пока они не были свергнуты сыном Эдуарда, Эдуардом III. Какими бы ни были политические махинации, сопровождавшие свержение Эдуарда, неоправданные мучения и увечья, причиненные ему и Диспенсеру, несомненно, ясно иллюстрируют истерический страх перед «содомией», который вскоре, во времена власти инквизиции, охватил весь континент и обрек тысячи гомосексуалистов на муки и смерть.
A Natural History of HOMOSEXUALITY
Francis Mark Mondimore