Легионер в отставке
Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Оригинал взят у [info]shakko_kitsune
в «Автопортрет» Дюрера — шесть лет в бегах

Неизвестно, попытка ли это автопортрета в образе Христа, и спорно — первое ли изображение в фас в Западной Европе. Но вот то, что эта картина — предмет одного из самых ловких преступлений в истории искусства — совершенно достоверно. Вскрылось оно лишь благодаря случайности.



С 17-го века знаменитый автопортрет висел в нюренбергской ратуше, на родине художника. В 1799 г. представители города решили его отреставрировать — почистить, подновить лак, дело хозяйское. Картина отправилась в мастерскую местного живописца и гравера Авраама Вольфганга Кюфнера. Сорокалетний мастер отличался завидной смекалкой, и имел опыт, о котором, очевидно, законопослушным бюргерам известно не было. Он решил её украсть и заменить собственной копией.

Картину было подделать трудно: хотя бы потому, что она была написана на доске, оборот которой украшали многочисленные надписи, казенные печати и инвентарные номера. Но герр Кюфнер храбро взял в руки пилу и распилил доску толщиной в 1,5 см вдоль. Так у него получилось две доски: на первой был красочный слой и не было предательских печатей ратуши, а на второй не было живописи, зато были все необходимые надписи. Дюреровская картина была спрятана в надежный тайник, а чистая доска с опечатанным оборотом была поставлена на мольберт. И Кюфнер взялся за кисть. Когда лак высох, художник отнес свою копию заказчикам. «Ах, как хорошо вы отреставрировали нашего Дюрера», — сказали они. «Вот ваш счет за работу», — сурово ответил мастер.

И «Автопортрет Дюрера» кисти Кюфнера занял место оригинала на стене старинного нюренбергского здания. Так бы он и висел до сих пор, смутив однажды какого-нибудь искусствоведа с рентгеном. Но сбывать краденное cтоль же хорошо, как рисовать, Кюфнер не умел. Его добыча оказалась в Мюнхене: в 1805 г.  у него картину купили для галереи Максимилиана Иосифа, короля Баварии за 600 гульденов.

Но когда хранители королевской коллекции (которая позже станет Старой Пинакотекой) разобрались в покупке, их немного смутило, что эта вещь очень похожа на работу из Нюренберга — и они послали запрос.

Вольфганга Кюфнера вычислили после этого практически мгновенно. Впрочем, арестовать его за подделку картины не удалось. Вы ведь помните, что кроме живописи он занимался еще и гравюрой? Так вот, к этому времени его уже посадили за фальшивомонетчество и он отбывал свой срок в крепости.

Самым обидным для города Нюренберга оказалось, что из столицы возвращать картину им никто и не собирался. Хорошо быть королем. Пришлось довольствоваться копией Кюфнера. Сейчас она висит в доме-музее Альбрехта Дюрера, разумеется, с указанием подлинного авторства. А оригинал — так и остался в Старой Пинакотеке.

(c) shakko_kitsune, 2007


***
Более расширенная версия этой истории гласит, что мол, Кюфнер, выполнил эту копию с ведома некоторых членов городского совета. И это было патриотично, потому что когда несколько лет спустя Наполеон взял город и конфисковал все красивое для музея Лувр, туда отправилась именно фальшивая картина (её все равно потом вернули). А настоящая картина оставалась спрятанной где-то в мэрии (а не у Кюфнера), и позже именно мэрия продала ее королю, чтобы добыть денег. (Но 600 гульденов - как то маловато, честное слово). А Кюфнера мэрия выставила козлом отпущения, ведь он все равно сидел. Существует даже движение за обеление памяти Кюфнера.

https://de.wikipedia.org/wiki/Abraham_Wolfgang_K%C3%BCfner
http://www.sonntagsblatt.de/news/aktuell/2012_18_01_03.htm
док. фильм на немецком
http://www.br.de/mediathek/video/sendungen/zwischen-spessart-und-karwendel/duerer-selbstbildnis-neue-erkenntnisse-100.html


@темы: люди, искусство