12:08 

Развитие персонажей. Ложь и Желания

Легионер в отставке
Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Продолжаем мучить развивать персонажей.

Ложь и Желания

Почему мучить? Да потому что люди — а вместе с ними и персонажи — ненавидят меняться. Мы можем годами стонать, как все плохо, но при этом не делать абсолютно ничего, что могло бы ситуацию исправить. А если что-то начинает происходить само по себе, мы пугаемся, хватаемся за косяки и отчаянно хотим вернуться в родной и комфортный мирок.

Как я уже сказала, персонажи в этом плане ничуть от людей не отличаются. Они тоже ненавидят перемены. И это хорошо. Из нежелания рождается конфликт, а из конфликта — сюжет. И это лишь первый из многочисленных способов, каким развитие персонажей может повлиять на историю.

Сравните. Сюжет, грубо говоря, — это путь протагониста к цели. Герой чего-то хочет, не может этого получить сразу, но продолжает пытаться… Развитие персонажа — это изменение приоритетов. Персонаж чего-то хочет, но не получает желаемого, потому что а) хочет не того б) выбирает неправильные методы для достижения своей цели. Другими словами, сюжет — это то, как изменяется и развивается персонаж, даже если, на первый взгляд, история вообще не об этом.

Впрочем, у некоторых действительно получается написать историю не о своем протагонисте, не о его мытарствах и преображениях. Как правило, это случается, если автор пытается свести воедино два плохо подходящих друг другу элемента. При этом история и персонажи могут сами по себе быть замечательными, но при этом не стыковаться. Тогда и конфликт недостаточно личный, и мотивация хромает, и с повышением ставок, нагнетанием саспенса и т.д. возникают проблемы на каждом шагу.

Ложь, в которую верит герой

Собственно, вокруг понятия Лжи и вертится идея развития персонажей. Они могут ненавидеть собственную жизнь или наслаждаться каждым ее моментом, но и то, и другое будет Ложью.

Чтобы к концу книги герой изменился к лучшему, в начале ему должно чего-то не хватать. Не обязательно (и даже не очень-то желательно), чтобы это «что-то» было внешним. Сидящий в тюрьме человек может быть доволен и самодостаточен, а путешествующий по Средиземному морю на яхте бизнесмен — глубоко несчастен.

Ищите причину внутри. Пусть проблемой вашего персонажа станет неправильное представление о самом себе, о мире, о других людях — или обо всем этом вместе взятом. В некоторых случаях проблема может восприниматься как достоинство, персонаж может даже гордиться ею. Но постепенно, страница за страницей, сила должна превратиться в слабость, а в конечном итоге — в главную причину перемены.

Есть и другой вариант: персонаж может не осознавать, что что-то не так. И только события книги, возможно Ключевое событие (я коротенько говорила о структуре романа в прошлом выпуске Развития персонажей), подтолкнет его к осознанию и изменит взгляд на мир и самого себя. Так или иначе, у вас есть примерно четверть книги, чтобы в красках обрисовать ситуацию и дать понять читателю, что у героя имеется проблема. И что в основе этой проблемы лежит Ложь.

Какой бывает Ложь?

Ложь многолика. К примеру:

Кто сильнее, тот и прав. (Тор)
Право любить нужно заслужить. (Джейн Эйр)
Всегда и во всем нужно быть первым. (История игрушек)
Попробуйте сформулировать Ложь, в которую верит ваш герой, одним предложением. Это может быть простое утверждение или условная конструкция, возможно совокупность нескольких фактов и т.д.

Симптомы Лжи

Как понять, какое из убеждений героя является Ложью? Первое, на что стоит обратить внимание, — это конфликт. Что мешает герою получить желаемое? Второе — это действия и реакции персонажа:

страх
сильная боль
неспособность простить
чувство вины
секреты и тайны
стыд

Сами по себе они не являются Ложью, но именно Ложь их породила. Герой может осознавать, что с ним что-то происходит, но не видеть настоящей причины. Даже больше — герой может всеми силами пытаться избавиться от неприятного ощущения, но у него это никогда не получится — по крайней мере мере, пока он верит в Ложь.

Спросите себя…

За какие ошибочные представления цепляется ваш персонаж?
Какие последствия это несет для него эмоционально, духовно?
Как это отражается на внешних проявлениях?
Если никаких ярко выраженных последствий нет, то как все изменяется после Ключевого события?
Каковы симптомы Лжи, в которую верит ваш персонаж?
Как только вы поймете, что не так с вашим персонажем, станет ясно, в какую сторону и как он может меняться. И еще раз, герой может казаться абсолютно нормальным и счастливым, но в глубине души его живет Ложь. И до нее придется докопаться, чтобы вылечиться. Герой будет бунтовать и сопротивляться: он не хочет меняться, это трудно, это больно… И чтобы убедить себя и окружающих, что проблемы нет, он станет отчаянно сублимировать, создавая тем самым конфликт между тем, что герою нужно (Истина), и тем, что герой хочет (Ложь).

Чего персонаж хочет

Итак, как уже говорилось, сюжет — это путь героя к цели. Какова она, эта цель? Карьера? Деньги? Жена? Мировое господство? Каждая история начинается с того, что протагонист чего-то хочет. Он пытается это получить — и вокруг всего этого вертится сюжет.

Но все, друзья мои, намного интереснее. Недостаточно рассказать, как герои строили, строили и наконец построили. Чтобы история по-настоящему заиграла, она должна быть непосредственно завязана на развитие протагониста. Потому что он не может просто хотеть денег, счастья и власти (а кто их не хочет?)! Нет, герой хочет этого страстно, до умопомрачения, почти… патологически!

Ага, вы уже, должно быть, догадались. Болезненность и неадекватность желания — это еще один из симптомов Лжи. Она толкает его вперед, настойчиво и неотвратимо. И толкает не туда. Но персонаж этого пока не понимает, ему кажется, что, стоит только получить желаемое, и все будет в ажуре. Наивный.

Так чего же все-таки хочет персонаж? Скорее всего, это будет что-то материальное. Классический случай: заполнить внутреннюю пустоту внешним изобилием. Ведь, чтобы стать счастливым, нужны деньги, красавица-жена, дорогой автомобиль, влиятельные знакомые… При этом цель совсем не обязана выглядеть глупо или недостойно. Это может быть что-то нужное и полезное… но не для спасения вашего персонажа.

Например:

Стать королем. (Тор)
Быть любимой. (Джейн Эйр)
Стать любимой игрушкой. (История игрушек)
Как видите — ничего криминального, прекрасные цели. Вот только их достижение окончательно отдаст вашего персонажа во власть Лжи.

Что персонажу нужно

Итак, что вашему герою нужно на самом деле — это противоядие. И если он его не получит, он никогда не сможет вырасти, стать лучше. Он либо навсегда останется таким, какой есть, либо начнет деградировать. Такие варианты тоже возможны, допустимы и широко используются — в них нет ничего плохого. Но если вы намерены заставить героя расти над собой, придется его еще чуток помучить.

В отличие от внешней, ложной цели, цель истинная будет чем-то нематериальным (хотя некая физическая форма у нее тоже может иметься). И нередко этой целью оказывается просто Осознание.

В некоторых историях Осознание ничего не изменяет в жизни героя на внешнем уровне, зато полностью преображает его внутренне. Изменяется сам персонаж, его восприятие мира, то, как он живет и решает оставшиеся проблемы.

Истинная цель может препятствовать достижению ложной цели, и тогда в какой-то момент герою придется пожертвовать тем, чего он хочет, в пользу того, что ему нужно. В таком случае история оставляет чуть горьковатое послевкусие: моральная победа на фоне внешнего поражения. Но если вы нацелились на счастливый конец, пусть герой получит все: истинная цель поможет ему найти новые способы добиться желаемого и как следует этим насладиться.

Какими могут быть истинные цели:

Научиться сочувствию и состраданию. (Тор)
Духовно освободиться. (Джейн Эйр)
Научиться делить любовь хозяина с другими. (История игрушек)
Все это чисто духовные цели, однако они требует определенного поведения со стороны героя. Как только он достигнет Осознания, ему придется действовать согласно новым убеждениям. Это и будет внешним проявлением истинных целей.

Спросите себя…
Каким образом Ложь сдерживает персонажа?
Каким образом Ложь делает персонажа несчастным?
Какую Истину можно противопоставить этой Лжи?
Как персонаж сможет увидеть Истину?
Чего персонаж хочет больше всего на свете?
Как взаимодействуют желание персонажа и сюжет?
Считает ли персонаж, что получение желаемого решит все его проблемы?
Противоречит ли истинная цель ложной?.. Или персонаж сможет получить то, чего хочет, лишь встретившись с Истиной?
Как изменится жизнь персонажа после достижения истинной цели?
В борьбе между тем, чего персонаж хочет, и тем, что ему на самом деле нужно, заключается внутренний конфликт. Но он же служит топливом для конфликта внешнего. Все дело в том, чтобы заставить их работать заодно, тогда и сюжет с развитием персонажей пойдут рука об руку.

www.jahontis.ru/razvitie-personazhej-lozh-i-zhe...

@темы: работа с текстом

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Рассадник идей

главная