Записи с темой: История (список заголовков)
22:30 

(c) Rudolph Eickemeyer, 1901

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
15:41 

Телефон на колючей проволоке

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
(с) Юрий Фролов


Телефон шведской фирмы «Эрикссон», 1896 год

Изобретателем колючей проволоки в её современном виде считается американец Джозеф Глидден, фермер из Иллинойса, который получил соответствующий патент в 1874 году. На равнинах Северной Америки не было ни дерева, ни камня для возведения стен или заборов вокруг частных владений фермеров, а пасущийся скот имеет тенденцию разбредаться. Поэтому изобретение пришлось к месту, вскоре появились различные его модификации, а там и автоматические машины для изготовления колючей проволоки. В некоторые годы общая длина проволочных изгородей на североамериканском континенте увеличивалась на миллион километров!

К концу XIX века американские фермеры осознали, что им не хватает модной городской новинки — телефона. Чтобы поговорить с соседом, узнать местные новости, посоветоваться по практическим вопросам или просто поболтать, приходилось седлать коня и выезжать за пределы своей колючей проволоки. Неизвестно, кому пришла в голову идея, скорее всего, сразу нескольким обитателям глубинки в разных точках страны, но вскоре фермеры стали выписывать по почте телефонные аппараты и подключать их к проволочному ограждению. читать дальше

www.nkj.ru/archive/articles/26467/ (Наука и жизнь, Телефон на колючей проволоке)

@темы: технологии, история

15:14 

цивилизация

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Пишет Дмитрий Чернышев [info]mi3ch
в цивилизация



С помощью лазерного сканирования ученые обнаружили «мегаполис» майя
В джунглях на севере Гватемалы были найдены руины цивилизации майя, состоящие из более чем 60 тысяч построек.

Поиски, которые велись на территории биосферного заповедника Maya Biosphere Reserve, охватили площадь в 2,1 тысячи квадратных километров. Обнаружить доселе неизвестные руины погибшей цивилизации удалось с помощью технологии лазерного лидара (LIDAR — англ. Light Identification Detection and Ranging — обнаружение, идентификация и определение дальности с помощью света).

Лидар при цифровой обработке позволил удалить лесной «полог» с аэросъемки неисследованных джунглей, открыв миру раскинувшиеся на километры развалины доколумбовой цивилизации. Ученые установили, что города майя, такие как, например, Тикаль, были намного больше, чем предполагали исследования.



Ученые нашли обширные руины, которые были частью крупной сети городов, укреплений, ферм, систем террас и ирригации, а также «автомагистралей». Это была цивилизация, которая находилась на пике своего развития около 1200 лет назад и сопоставима с такими культурами, как Древняя Греция и Китай.

Древняя цивилизация майя никогда не использовала колесо и животных, но «это была цивилизация, которая буквально двигала горы», — говорит археолог Университета Тулана и National Geographic Explorer, который участвовал в проекте.

«Лидар революционизирует археологию так же, как в свое время космический телескоп «Хаббл» произвел революцию в астрономии», — заключают ученые.

@темы: технологии, история

21:47 

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
21.01.2018 в 18:23
Пишет Benvolio:

Узнала веселую историю о Джеймсе Уистлере и его шокированном заказчике. Почему-то, в этой квартире было смешно только мне.

Его фетишем, его молитвой в живописи был цвет, точнее гармония, сочетание цветов. Он обожал краски. Лимонно-желтую, кадмий, охру светлую, сиену натуральную, кобальт, ультрамарин, разновидность берлинской лазури, киноварь, венецианскую красную, краплак и черную жженую слоновую кость. Слоновую кость, дающую в разбеле красивый перламутровый тон, Уистлер по примеру Ш. Глейра использовал в качестве «всеобщего гармонизатора», вводя ее почти во все красочные смеси. Именно цвет всегда превалировал в названиях его картин, цвет и музыка, которую он должен рождать в душе зрителя. Белая симфония, ноктюрн в голубом и серебре...

Комнату заказал британский судовладелец, миллионер Фредерик Ричард Лейланд. Будучи человеком достаточно предприимчивым, но не очень сведущим в искусстве, он хотел получить необычный интерьер, который бы подчеркивал важность и ценность коллекции японского фарфора, принадлежащего ему. Для создания комнаты Лейланд пригласил архитектора Томаса Джекила. Для придания особого колорита и подчеркивания красоты фарфора был приглашен еще и художник. Им стал американец Джеймс Уистлер, проживавший постоянно в Лондоне.

Так получилось, что архитектор неожиданно заболел и не смог продолжать работать и все взял на себя Уистлер. Интересно, что заказчик комнаты отнюдь не оценил стараний художника, и, возможно, поэтому наследники и продали комнату Фриру. Дизайн комнаты был поручен Джекиллу, однако Уистлер высказал озабоченность несоответствием красных розочек в интерьере и своей картины ("Принцесса из страны фарфора";), которую Лейлэнд купил у него накануне. Лейленд доверился художнику, позволив ему слегка подправить интерьер, чтобы картина гармонировала с ним лучше, и уехал. Уистлер же, вдохновленный отсутствием хозяина внезапно нахлынувшей на него музой, полностью переделал стены, потолок, двери, ставни, перекрасил в золотой цвет джекилловские полки, и раскрасил драгоценнейшую кожу 16 века, купленную за £1000, которую привезла из Кордовы в Англию сама Екатерина Арагонская. Да еще захотел за этот разгром 2000 гиней! В общем, Лейлэнд и Джекилл, оба были шокированы, Джекилл вообще потом сошел с ума. Отношения с Уистлером прервались, и ему запретили близко подходить к этому дому после такой работы. Но, несмотря на все это, Лейлэнд не стал переделывать комнату, а обставил ее китайским фарфором, и любовался до самой смерти в 1892 г. Потом комнату разобрали его дети. Через 12 лет комнату решили показать на выставке в Лондонской галерее, в это время ее купил Чарльз Фрир. Фрир поставил на полки собственную коллекцию посуды, но о посуде потом почему-то забыли. В 2011 г. нашли фотографию, где комната изображена с посудой, и сейчас комнату декорировали так же, как она выглядела 100 лет назад.
Интерьер представляет собой стилизацию японских мотивов. Сам Уистлер назвал павлинью комнату "гар­монией в синем и золоте". В виде антропоморфных павлинов художник изобразил себя и заказчика, они ругаются на дальней стене. Уистлер все-таки проник в комнату после ссоры и дорисовал последнюю сцену.

Image result for уистлер комната павлинов



URL записи

@темы: стиль, история, искусство

11:40 

Тюльпанная лихорадка, Мария Сибилла Мериан и Куда исчезли пламенные тюльпаны, Часть 2

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Пишет Natalie Ratkovski [info]conjure
conjure.livejournal.com/1366478.html

Если вы пропустили начало рассказа о событиях и художниках вокруг прекрасного фильма «Тюльпанная лихорадка», то вы можете прочесть (в основном посмотреть) первую часть здесь.

Мы остановились на том, что по фильму художник Ян ван Лос изображает тюльпаны рядом с такими типичными мотивами жанра Ванитас, как череп. Я повторюсь ещё раз, что Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи Золотого века, аллегорический натюрморт.[14][15] Такие картины художникам заказывали с большим удовольствием по довольно разным причинам: дань моде, из соображений престижа или как возможность продемонстрировать состоятельность. По свидетельствам многих источников, чисто декоративную роль подобные произведения искусства в то время не играли.

изображение
Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год

изображение
Питер Клас (Pieter Claesz 1597–1660), Ванитас-натюрморт с автопортретом, 1628г., масло по дереву. Кстати, Питер был родом из Хаарлема, о котором я рассказывала в прошлом посте, и был одним из представителей Хаарлемской школы живописи в Нидерландах.

Сейчас можно прочесть, что по символике Ванитас тюльпаны олицетворяют беспечность и алчность. Виной тому «Тюльпанная лихорадка». Поэтому в поздних картинах жанра Ванитас появилось много роз (символ любви) и мыльных пузырей (символ краткости жизни), но почти полностью исчезли тюльпаны. читать дальше

@темы: искусство, история, фильмы

10:58 

Тюльпанная лихорадка, Мария Сибилла Мериан и Куда исчезли пламенные тюльпаны, Часть I

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Пишет Natalie Ratkovski [info]conjure
conjure.livejournal.com/1365978.html

Вы уже поняли по заголовку, да, что тут просто не будет? Так и есть. Я не только в музеи так хожу, что потом погружаюсь в развёрнутую детективную работу на несколько недель. Кино тоже не исключение. В этот раз поиски и открытия превзошли все мои ожидания. А началось всё с того, что недавно я отправилась на потрясающе прекрасный и давно ожидаемый фильм - «Тюльпанная лихорадка». Разве могла я такое пропустить? Голландия 17 века, истории любви, художники, великолепные костюмы и море тюльпанов! Пост с детективным расследованием получился очень большим. Поэтому я разбила его на 2 части. Сегодня, собственно, первая часть для вас.


Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год

О понятии «Тюльпанная лихорадка», вернее «Тюльпаномания»[5], я слышала в одной связке с, казалось бы, очень странной вещью - «Чёрной пятницей» на бирже (Black Friday). Причём это не та «Чёрная пятница» в американских магазинах (перед Рождеством?), когда любую вещь можно купить с огоромной скидкой, а обвал на торгах - настоящий коллапс, когда банкроты из окон своих пентхаузов выпрыгивают. В 17 веке в Нидерландах как раз произошёл первый в истории биржи обвал - лопнул мыльный пузырь торгов редких сортов тюльпанных луковиц. читать дальше

@темы: фильмы, история, искусство

12:30 

Дурной глаз Ильи Репина

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Пишет [info]nikonova_alina:

ДУРНОЙ ГЛАЗ ИЛЬИ РЕПИНА
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОКЛЯТИЕ ПОРТРЕТИСТОВ?

Еще с доисторических времен в нас живет представление о том, что через наше изображение коварный и могущественный колдун может похитить нашу душу, причинить нам вред и даже уничтожить. В цивилизованном мире люди перестали об этом задумываться, мы безо всяких опасений тиражируем наши портреты, выкладываем фотографии в Интернете, обмениваемся ими с друзьями и даже с посторонними людьми и ничего не боимся. Хотя наши современники из менее продвинутого мира африканских или южноамериканских племен, живущие по первобытным традициям и обычаям по-прежнему не разрешают чужеземным пришельцам себя фотографировать, боясь потерять душу и от этого погибнуть.

Наверное, именно из подобных древних представлений, глубоко засевших в нашем подсознании, и возникают легенды о художниках, которые запечатлевают на портретах души своих героев, после чего те очень быстро уходят из жизни. Все эти истории рассказывают обычно о самых лучших и успешных портретистах. В русском портретном искусстве Илья Ефимович Репин стоит на одном из первых мест и по количеству созданных портретов и по их качеству. Ему действительно очень часто удавалось понять и запечатлеть на портрете душу своего героя. Но вот, что касается проклятия, после которого его модели должны непременно сходить в могилу, тут все не так однозначно и просто.

Одним из самых ярких примеров пресловутого «проклятия» считается портрет Модеста Петровича Мусоргского (1839 – 1881), великого русского композитора, прожившего недолгую, но чрезвычайно насыщенную в творческом отношении жизнь. Репин действительно написал портрет Мусоргского в середине марта 1881 года, а 28 марта того же года композитор скончался. Поверхностное рассмотрение двух этих фактов может навести на мысль о том, что здесь прослеживается некая связь.
То, что Мусоргский был болен алкоголизмом – общеизвестный факт, однако лишь немногие знают, что эта болезнь началась у него еще в ранней юности, когда он служил в Преображенском полку, и постоянно прогрессировала. Последние два года своей жизни он почти ничего не писал, состояние его здоровья ухудшалось, и в свои сорок с небольшим лет композитор выглядел глубоким стариком. К болезням печени, сердца и спинного мозга прибавились приступы удушья. Именно поэтому в феврале 1881 года Мусоргского поместили в больницу.

Все его друзья и сподвижники прекрасно понимали, что его дни сочтены. Репин написал знаменитый портрет всего за четыре сеанса с 14 по 17 марта, а 28 марта композитор умер. Портрет казался современникам потрясающим по уровню мастерства и по степени достоверности. Даже Стасов, блестящий знаток искусства и суровый критик, восхищался работой художника. Но в том, что Мусоргский умер через несколько дней после окончания работы, вины Репина нет. Он не крал ничьей души, он просто писал портрет умирающего композитора, о чем знали и он сам, и его герой, и все окружающие.

читать дальше

nikonova-alina.livejournal.com/681.html

@темы: искусство, история

16:26 

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
09.06.2016 в 00:36
Пишет Фобс2:

прекрасное
Людвиг Дойч





+5


URL записи

@темы: стиль, обычаи, история, искусство

21:18 

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
05.10.2017 в 23:24
Пишет Ulrikke:

Куда вращается колесо
В очередной раз наткнулась на обилие коловратов, закрученных в произвольном направлении, и хочу высказаться.



Определить, в какую сторону закручен коловрат или любой другой свастический символ, очень просто. Представьте себе горящий деревянный крест. Если вы начнете его вращать, языки пламени, как хвосты, отклонятся в противоположную вращению сторону.



Если использовать коловрат или свастику в оберегах и талисманах, то на направление вращения стоит обратить внимание.

Прямая свастика вращается посолонь, по часовой стрелке и символизирует солнце, "янскую" активную энергию, направленную вовне, силу, решительность, намерение.

Обратная свастика вращается противусолонь, против часовой стрелки, и символизирует луну, "иньскую" энергию, направленную внутрь, интуицию, внутреннюю работу.

Если намерение, с которым вы создаете талисман и задача, которую вы в него закладываете, противоречит символу, то в лучшем случае ничего не произойдет. В плохом варианте... Пробовали когда нибудь пылесосить феном или, наоборот, сушить волосы пылесосом? Всякие непредвиденные спецэффекты случаются, и почти всегда неприятные.

Возвращаясь к коловрату as is, а не в составе формул. Если хотите использовать его как оберег, берите солнечный, прямой вариант. Вам нужно отразить негатив, а не затянуть его к себе поближе.

URL записи

@темы: история, мифология, обычаи

09:48 

Дом-музей М.А.Волошина, Коктебель

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Оригинал взят у [info]trof_av
в Дом-музей М.А.Волошина, Коктебель

Дом-музей М.А.Волошина, Коктебель
Дом-музей Максимилиана Волошина в Коктебеле открыт в бывшем доме поэта, художника, переводчика и критика М.А.Волошина (1877-1932 гг.) в 1985 году. Дом был построен его матерью в 1903-1913 гг. и служил местом собраний творческой интеллигенции. В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превратил свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии — Дом творчества Литфонда СССР), а после смерти завещал Союзу писателей. Дом представляет из себя трехэтажный каменный особняк с небольшим двором. На первом этаже в трех комнатах экспозиция о жизни и творчестве М.Волошина, на втором и третьем мастерская художника и библиотека как и при жизни хозяина.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 10.2017г.

Фото дома-музея Волошина

@темы: люди, литература, история

10:31 

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
10:51 

Мощевик атеиста, или Про эксгумацию Эль Сида

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Оригинал взят у [info]shakko_kitsune
в Мощевик атеиста, или Про эксгумацию Эль Сида

Испания -- неисчерпаемый источник сюжетов, связанных с телами. Недаром в их латиноамериканских колониях культ Смерти так хорошо зашел. Рассматриваем полотна про то, как тревожили могилу великого героя Эль Сида и его возлюбленной прекрасной Химены, читаем про мощевик атеиста с королевскими зубами от директора Лувра, а также узнаем про "самый популярный сувенир" среди vip-любителей истории Испании.


Традиционная рубрика "омерзительное искусствоведение" продолжает исследовать странные и пугающие произведения мирового искусства. Внимание! все очень омерзительное, за обедом не читать!


читать дальше

@темы: обычаи, люди, история

09:33 

Чемпион с бородой. Как современник Толстого Олимпиаду выиграл

Меняю картину мира на панораму Вселенной.


Нереальная история шведского стрелка Оскара Свана, который дебютировал на Олимпиаде в 61 год, а последнюю медаль завоевал в 72.

Текст: Михаил Чесалин

Трудно представить, но в новейшей истории мирового спорта очень яркую роль сыграл человек, родившийся ещё в середине XIX века – точнее, ровно 168 лет назад, 20 октября 1847 года. Иными словами, был современником, к примеру, Льва Толстого. Речь идёт о шведе Оскаре Сване, трёхкратном олимпийском чемпионе по стрельбе. Особую нереальность биографии Свана придаёт тот факт, что свою первую олимпийскую медаль он выиграл в 61 год (на Олимпиаде в Лондоне 1908 года), а последнюю – в 72 года (на Играх-1920 в Антверпене). Этот рекорд не побит до сих пор. Да и будет ли?



читать дальше

Отсюда

@темы: люди, история

09:22 

Девочка с ружьем

Меняю картину мира на панораму Вселенной.


Про Энни Оукли слышал каждый профессиональный стрелок. Заслужить такую честь непросто, но Оукли очень постаралась. Родилась она в 1860 году в Огайо и на первых порах жила как все фермерские дети - с той лишь разницей, что уже в восемь лет, через два года после смерти отца, самостоятельно охотилась - не для развлечения, а чтобы добыть пропитание для себя, братьев, сестер и овдовевшей матери. Она овладела многими способами охоты и до пятнадцати лет стала самым главным помощником для своей семьи. Также Энни поставляла дичь во все близлежащие харчевни, владельцам которых оставалось только изумляться, глядя, как перепачканная порохом кроха (за всю жизнь Энни так и не выросла выше 150 сантиметров) тащит на себе тушу косули.

Имя Энни с восторгом повторяли даже в самых глухих уголках региона, и она с удовольствием развлекала народ, выступая на городских ярмарках, - до тех пор пока не выиграла стодолларовое пари у заезжего стрелка Фрэнка Батлера. Он срезался на 25-м выстреле и влюбился в Энни не отходя от мишеней. Через год молодые люди поженились, а с 1885 года стали вдвоем выступать в шоу Буффало Билла.

То, что вытворяла на арене Оукли, кажется невероятным даже сейчас: гарцуя на лошади, она не глядя палила по мишеням, дырявила подброшенные в воздух монеты, задувала выстрелом свечу и сбивала яблоко с головы ассистента. Обычно под пули подставлялся Батлер, но иногда Энни вытаскивала на сцену добровольцев. Ей не смог отказать даже кайзер Германии Вильгельм II, и она за долю секунды выстрелом сбила пепел с его сигары.

С другими венценосными особами она обращалась еще менее почтительно: например, во время гастролей в России победила в состязании князя Михаила Романова, которого все считали лучшим стрелком. Завистники шептались, что секрет Оукли кроется в особом оружии, но оружие у Энни было самым обыкновенным. Она обычно выбирала открытый прицел и предпочитала нарезным моделям гладкоствольные, которые не создают дополнительного вращения пули - а это Энни считала важнейшим залогом точной стрельбы.

Секретов из своего мастерства она, кстати, не делала - наоборот, говорила, что каждая женщина обязана владеть оружием с той же сноровкой, с какой управляется с детьми, и это были не пустые слова: за свою жизнь Энни научила стрелять почти 15 тысяч женщин. В 1898 году, перед самым началом испано-американской войны, она даже написала письмо президенту Уильяму Мак-Кинли, предложив армии услуги 50 женщин-снайперов в случае начала боевых действий. Однако ее предложение не было принято.

Отсюда

@темы: история, люди

11:30 

тут должна быть липовая цитата Черчилля про мороженое

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Оригинал взят у [info]mi3ch
в тут должна быть липовая цитата Черчилля про мороженое



Когда 18-я поправка запретила продажу спиртных напитков в 1920 году, многие американские пивоваренные заводы перешли на выпуск мороженого, чтобы остаться на плаву. И уже через десять лет американцы потребляли более миллиона галлонов мороженого в день. И, что интересно, связывали его с комфортом и хорошим отдыхом, за что ранее отвечал алкоголь. Считается, что мороженое помогло американцам пережить Великую Депрессию.

Когда началась Вторая Мировая война, Британия прекратила производство мороженого (сахар и молоко шли для армии) и предложила детям вместо мороженого морковь, а Америка удвоила его производство. Как шутили сами американцы, во время войны они сражались за демократию, за маму, за Бетти Грейбл, за кока–колу и мороженое, — и совсем не обязательно в именно в этом порядке.

читать дальше

via
via

@темы: социальное, обычаи, история

19:36 

Самые крутые стрелки Дикого Запада

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Порой реальные истории о Диком Западе затмевают собой фильмы.

1. Бакшот Робертс один валит всю банду Билли Кида

Эндрю «Бакшот» Робертс появляется в качестве главного героя в каждом втором вестерне. Настоящая история ещё круче.

Видите ли, Билли Кид (знаменитый стрелок) и его банда “Регуляторы” получили разрешение на арест Робертса, из-за убийства землевладельца Джона Танстелла, с которым у Билли был гешефтик. Робертс дупля не отбивал, кто такой этот Танстелл и чего он помер, но как горячий техасский парень не постеснялся показать свой ствол, когда Билли заявился и предложил весело покидаться пульками.



Чтоб вы поняли — когда его окружили четырнадцать вооружённых человек (это больше футбольной команды), он обматерил каждого отдельно и послал всех вместе. Робертсу почти сразу отстрелили член, но он успел ранить троих пока в винтовке не опустел магазин. Когда Билли предложил померяться членами (думая что теперь точно победит), Робертс взял винтовку за ствол и увалил его прикладом (а может у него всё ещё был длиннее, история умалчивает).

Потом Робертс пошёл домой за патронами, а банда попыталась его окружить. Робертс перезарядил оружие и сразу же разнёс одному бандиту голову на конфетти. Тут Билли понял, что на сегодня хватит, и сказал своей банде, чтоб показали пятки. Они оставили Робертса дома, где он умер от потери крови на следующий день.

Мораль этой истории такова: один из самых крутых стрелков в истории Дикого Запада при поддержке своей банды не смог сломить смертельно раненого Бакшота Робертса.


читать дальше

Отсюда

@темы: люди, история

11:04 

Из истории женской моды. 1784–1970

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
15:47 

Инка Гарсиласо де ла Вега

Меняю картину мира на панораму Вселенной.


Инка Гарсиласо де ла Вега (исп. Inca Garcilaso de la Vega) (имя при крещении — Гомес Суарес де Фигероа (исп. Gómez Suárez de Figueroa); 12 апреля 1539, Куско, Перу — 23 апреля 1616, Кордова, Испания) — перуанский писатель и историк.

Автор книг «Подлинные комментарии» и «Всеобщая история Перу», известных под общим названием «Comentarios reales de los incas» (букв. Подлинные комментарии инков), в русском переводе — «История государства инков».

Отец, дон Себастьян Гарсиласо де ла Вега, служил губернатором и верховным судьёй Куско. Мать — Палла Чимпу Укллу (Palla Chimpu Uqllu), в крещении — донья Исабель Суарес Чимпу Оклло (исп. Isabel Suárez Chimpu Ocllo), была индеанкой из рода Инков, племянницей императора инков Уайна Капака. Отец Гомеса впоследствии женился на испанке донье Луисе Мартель.

Гомес взял себе имя отца, хотя и не имел на это законного права, поскольку в то время браки между европейцами и индейцами не признавались. Также, будучи незаконнорожденным, он не имел права прибавлять себе имя «Инка». Тем не менее, большинство исследователей признают его настоящим потомком родов Инка и де ла Вега.

Гарсиласо де ла Вега не скрывал, что был метисом, и гордился своим происхождением. Поэтому его иногда называют «первым латиноамериканцем».

Первые двадцать лет своей жизни Гарсиласо де ла Вега провёл в Куско. Все его родственники по материнской линии являлись представителями инкской знати: от них Гарсиласо узнал об истории империи инков, об обычаях и религии своих предков, а также язык инков — кечуа. Середина XVI века была отмечена чередой восстаний в Латинской Америке. Себастьян Гарсиласо был заподозрен в измене и был лишён титула губернатора Куско. Перед своей смертью в 1559 году он завещал сыну 4 тысячи песо, чтобы тот получил образование в Испании.

В 1560 году Инка Гарсиласо прибыл в Испанию, где поселился в Монтильи, изучал там латынь. Пытаясь оправдать имя своего отца, он отправился в Мадрид, где хотел заручиться патронажем короля, но это ему не удалось. Он пошёл на военную службу. В августе 1570 года Гарсиласо получил звание «капитана Его Величества» за участие в подавлении Альпухарского восстания морисков в Альпухаррах, однако это не приносит ему ни славы, ни богатства. Разочарованный, Инка Гарсиласо подумывал о том, чтобы вернуться в Америку, однако после подавления восстания Тупак Амару (1572) находиться в Перу потомку Инков стало опасно, и Инка Гарсиласо остался в Испании.

В Монтильи Инка Гарсиласо перевёл с итальянского языка «Письма любви» Леона Эбрео. В 1588 году его дядя Алонсо де Варгас завещал ему богатое наследство, которое позволило Инке Гарсиласо перебраться в Кордову. Там он опубликовал сочинение «Флориды», в которых возвращался к теме Нового Света. «Флориды» явились результатом общения Инки Гарсиласо с Гонсало Сильвестре — ветераном конкистадорского похода в Юго-Восточной Америке. Во «Флоридах» коренное население Америки предстаёт перед читателем в образе благородных язычников, на манер древних греков или римлян.

В 1609 году Инка Гарсиласо опубликовал первую часть «Подлинных комментариев инков», в которых повествовалось об истории исчезнувшего государства, его религии, традициях и природе Перу. Вторая часть «Подлинных комментариев» посвящена завоеванию инков испанцами. При составлении этой части Гарсиласо пользовался многими трудами испанских авторов, в частности Франсиско Лопеса де Гомара.

В последние годы своей жизни Инка Гарсиласо получил сан священника, занимался благотворительностью и усыновил незаконнорождённого ребёнка (Диего де Варгаса). Помимо этого он не терял надежды получить признание королевского двора и занимался изданием своих книг. Инка Гарсиласо де ла Вега скончался в возрасте 77 лет 23 апреля 1616 года — в один день календаря с Сервантесом (автором «Дон Кихота») и Шекспиром. Однако следует учитывать, что Испанская империя в то время жила по Григорианскому календарю, в то время как в Англии тогда был принят юлианский календарь.

Инка Гарсиласо де ла Вега похоронен в соборе Кордовы. В его честь в 1950 году был назван главный стадион города Куско.

«Подлинные комментарии инков»
Главный труд Инка Гарсиласо де ла Вега является одним из основных источников по истории государства инков. Несмотря на обилие приводимых легенд, подлинность большинства описаний в «Комментариях» признаётся исследователями. Рассказывая о религии древнего Перу, Гарсиласо де ла Вега утверждает, что инки не приносили человеческих жертв, молились «невидимому богу» Пача Камаку, признавали бессмертие души и воскрешение. Тем самым он хотел увязать языческие верования инков с христианством.

В равной степени преданный обеим своим родинам, Инка Гарсиласо с гордостью рассказывал о достижениях инков: об эффективной административной системе, принятой в Тауантинсуйу, о гуманизме императоров инков и стойкости своего народа. В целом, одобряя действия испанских конкистадоров по насаждению христианства, он порицает испанцев за жестокое обращение с коренным населением Перу, выступает против расовой дискриминации коренного населения Америки и беспощадной эксплуатации её природных богатств:

«И хотя земля [Перу] была так богата и так изобиловала золотом, и серебром, и драгоценными камнями, как об этом известно всему миру, её уроженцы — самые бедные и нищие люди во вселенной».
(Комментарии, 8, XXIV)

После подавления восстания Тупака Амару II в 1780 г. «Комментарии» были запрещены к печати на территории Перу особым эдиктом Карла III Испанского по причине «опасного содержания». Вплоть до 1918 года «Комментарии» не издавались в Северной и Южной Америке и распространялись подпольно.

Сочинения Инки Гарсиласо де ла Веги, особенно в части административного и экономического устройства Тауантинсуйу, испытывали влияние творчества первых социал-утопистов, в том числе Томмазо Кампанеллы и Томаса Мора.

из Википедии

Гарсиласо де ла Вега

(c) Сборник ::: Культура Перу ::: Кузьмищев В. А.
www.indiansworld.org/Latin/peru_culture_1975_05...

В жизни каждого народа, в его истории, в его культуре имеются даты, значение которых трудно переоценить. Для национальной культуры Перу одной из таких выдающихся дат является 12 апреля 1539 г.: в этот день в городе Куско, бывшей столице «империи» инков Тауантинсуйю, родился человек, которому судьба угото­вила сыграть наиболее значительную роль в зарождении и станов­лении национальной перуанской культуры, национального само­сознания перуанского народа. Уже на склоне своих лет он напи­шет полные горечи и одновременно бесконечной гордости слова, пророческое значение которых станет возможным понять и по дос­тоинству оценить лишь в наше время: «Детей испанца и индеанки или индейца и испанки, — писал он в своем главном труде, обес­смертившем его имя, — нас называют метисами, чтобы сказать, что мы являемся смесью обоих народов; это [слово] ввели первые испанцы, у которых в Индиях родились дети, и поскольку это имя нам было дано нашими отцами и исходя из того, что именно оно означает, я в полный голос называю себя этим именем и гор­жусь им. Хотя в Индиях, если кому-нибудь из них [или о них] говорят «ты — метис» или «он — метис», они воспринимают это как пренебрежение. Отсюда родилось то огромное удовлетворение, с которым они стали воспринимать имя горец, навязываемое им взамен имени метис, что [фактически] стало еще одним среди про­чих других оскорблений и унижений, которым их подвергает сильный мира сего. Ибо они не учитывают, что. . . на всеобщем языке Перу, чтобы сказать горец, говорят [слово] сачаруна, что в прямом его значении означает «дикарь», и вот так, чтобы скрытно назвать их дикарями, тот добрый человек назвал их горцами; а мои сородичи, не понимая злонамеренности того, кто навязал им это имя, высоко ценят свое оскорбление, когда следовало бы избегать его и питать к нему отвращение, а себя называть так, как назвали нас наши отцы, и отвергать новые оскорбляющие имена...»[1]. Так писал о себе и своих сородичах-метисах Гарсиласо де ла Вега, первый писатель Латинской Америки, один из ее вы­дающихся сыновей.

Шел XVI век — век великих географических открытий, по­трясших «старую» Европу, век авантюр и героических подвигов; век Возрождения и мрачного господства инквизиции.

Великая «империя» инков лежала в развалинах. читать дальше

@темы: люди, история

11:11 

венгрия, часть 2

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Оригинал взят у [info]mi3ch
в венгрия, часть 2



Второе отличие Венгрии – это ее язык.
Язык у нее агглютинативный (от лат. agglutinatio — приклеивание) – такие языки славятся очень длинными словами. Во время войны солдаты шутили, что легче взять венгерский город, чем выучить его название. Попробуйте сами быстро повторить Ходмезевашархей или Ньиредьхаза. Не Эйяфьядлайёкюдль, конечно, но тоже неплохо.

Сами венгры любят историю про иностранца, который приехал в Венгрию покупать лошадей. От знатоков он услышал, что лучшие кони из Секешфехервара, а худшие – из города Печ.
И вот подзывает иностранец конный экипаж:
– Милейший, а отвези-ка ты меня в Секш... Шфех... да, чтоб тебя... поехали в Печ

Специально для тех, кто считает русский язык очень сложным – в венгерском языке 44 буквы и 18 падежей. Среди падежей ослепительно сияют каузально-финальный падеж, транслятивно-фактивный падеж и суперэссив

Но этого венграм показалось мало и сейчас они возрождают еще и древние венгерские руны. Рунами дублируются некоторые указатели. Во-первых, это красиво... Кто может прочесть надпись на первой фотографии – тот молодец!

читать дальше

@темы: география, история

11:08 

венгрия, часть 1

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Оригинал взят у [info]mi3ch
в венгрия, часть 1



Венгрия – одна из самых необычных стран Европы.
Прежде всего, она отличается своей историей – обычно народы гордятся своими корнями – мы тут всегда жили! А венгры не стесняются признаться: мы пришли издалека, нам тут понравилось и мы будем тут жить. Предки венгров пришли в Европу из Западной Сибири во время великого переселения народов. Шли несколько столетий. Воевали и дружили с тюрками, половцами и хазарами. Дошли до Закарпатья. Подвинули отсюда славян и укрепились на спорной территории между империей франков и царством болгар. Долго воевали со всеми соседями. Воевали с Венецией и Вероной и доходили аж до самой Испании. Разбили армию Кордовского халифата и захватив одного из местный правителей, покинули территорию страны после получения огромного выкупа.

По преданию европейцы молились: «От стрел венгерских спаси нас, Боже!»
В 1000 году венгры приняли католичество и немного успокоились.

читать дальше

@темы: география, история

Рассадник идей

главная