• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
14:57 

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
15.04.2016 в 21:01
Пишет д-р Мюррей:

Весенняя сказочка

Повелитель Льдистых гор хмурит брови: что ответить?
Сына младшего его возжелали братья-ветры.
Что же делать королю? О ветрах довольно разных
слухов: северный, мол, лют, южный - тот еще проказник.

Мать вздыхает: тяжкий рок, принц готов с судьбою спорить...
...Только вышел за порог - и ищите ветра в поле!
Трепетанье легких крыл за спиной (а в уши - дует!)
Рот едва успел открыть принц - закрыли поцелуем.

Вьюжит-кружит вихрь лихой, и душа уходит в пятки,
ложе выстелено мхом, чабрецом и дикой мятой.
Шаг, другой, еще шажок, ровно босиком по снегу.
Старший тронет - обожжет болью, младший гладит негой,

мотыльком вкруг плеч порхнет - враз оставит без рубашки,
старший холодом дохнет - по спине бегут мурашки.
Звонкий смех в ответ на стон (незнакома ветру жалость),
распустившийся бутон губы только злее жалят.

Паутиной знойных чар шелест-шепот "Тише, снежный!"
Две ладони на плечах, две - за щиколотки держат.
Южный на цветок теплом дует, зорко, точно сокол,
смотрит, как налитый плод истекает сладким соком.

Спит, прелестный и нагой, принц в двойных объятьях ранним
утром.
...Склоны Льдистых гор пламенеют от тюльпанов.
Отступает царство вьюг там, где в землю пало семя...
Сонно в шею дышит Юг, обнимает крепче Север.



URL записи

@темы: сказки, стихи

14:56 

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
19.09.2011 в 18:56
Пишет Svengaly:

Тени в саду
Дорогая Снарк! Мой подарок растёт медленно, как ёлка, и нужной кондиции достигнет, похоже, только к Рождеству. Но порадовать тебя хочется уже сейчас, поэтому твоё пожелание: «Драббл на слова «Услада покинутого», Джуффин/Шурф, Шурф/Макс) для меня было как знак )))
В сто слов не уложилась, пусть будет мини.

Тени в саду

читать дальше

URL записи

@темы: рассказы

14:55 

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
24.04.2017 в 16:35
Пишет Шано:


Крыса Гектор – первый французский астронавт, 1961 год. За несколько часов до старта перегрызла пучок кабелей, по которым велась передача информации. После 8 минут полета животное успешно вернулось на Землю.

URL записи

@темы: живность, история, технологии

20:19 

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
17.03.2017 в 20:41
Пишет kxena:

Malukah - The Dragonborn Comes
Завораживает. Даже лучше оригинала.


URL записи

@темы: видео, музыка

20:18 

Меняю картину мира на панораму Вселенной.

@темы: арт, образы

20:10 

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
09.09.2016 в 15:53
Пишет kxena:

Халет. Е. Куканова

У Елены Кукановой прекрасная и героическая Халет. Точно такой я видела эту героиню в "Орлице Таргелиона", которую все никак не допишу.



URL записи

@темы: арт, образы

19:58 

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
31.10.2011 в 11:11
Пишет kxena:

Откуда пошло "построить дом, посадить дерево и родить сына"
Люблю я препарировать всяческие штампы и сегодня на повестке потасканная истина про то, что «настоящий мужчина должен в своей жизни сделать три вещи: построить дом, посадить дерево и родить сына».

Меня как обычно интересовало откуда есть пошла эта фраза, ну и то в каком виде она существовала изначально. Поиск по сети дал интересные результаты. Кому только не приписывалось авторство: и грузинам, и скифам (так и вижу этих настоящих кочевников обязанных строить дома :gigi: ), и даже Максиму Горькому, но ни одна из этих версий не нашла подтверждения ни в сборниках афоризмов и пословиц, ни в произведениях Горького. Решив, что фраза скорее всего искажена за время пользования, я попробовала поиск по самой устойчивой её части: «построить дом и посадить». В итоге был найден действительно древний и очень похожий вариант, который скорее всего и является первообразной этой «народной мудрости». А звучит он так:

«Человек должен сначала построить дом и посадить виноградник, а потом жениться». (Талмуд, "Сота", 44б)

Как почти всегда и бывает, изначально подразумевалось совсем иное. Общий смысл — сначала создай условия для жизни, а уж потом обзаводись женой. Ни о каких настоящих и не настоящих мужчинах речь не идет, о сыновьях тем более.

URL записи

@темы: обычаи, история

19:53 

КАК СИСАДМИНУ ВЫЖИТЬ В ТУРПОХОДЕ

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Увидев медведя - не пингуй. Веди себя по умолчанию.

Скачивать воду лучше из колонок, она посвежее: та, что идет в комплекте с ландшафтом, не всегда корректно работает - может потом отвлекать частыми прерываниями.

Если криво установилась палатка - надо не полениться и пересобрать. Если устанавливаешь впервые - обязательно изучи мануал, там много нетривиального.

Самые свежие дрова работают хуже всего. Они еще сырые, на них обычно требуется лицензия (если сломать - могут возникнуть конфликты). Поэтому лучше всего брать старый отстой. Но он имеет свойство падать при первом обращении - умей вовремя отскочить.

Файрвол окопай и обложи камнями. По окончании работы перед самым выходом - зашутдаунь ногами и залей туда свой лог, попросив дам отвернуться.

Если вас много пользователей - совет: договоритесь и выделите в лесу отдельную своп-партицию. Иначе уже через день будешь натыкаться повсюду на свои старые исходники. Еще неприятнее - если на чужие.

Спальник обычно велик по объему, но хорошо сжимается с помощью компрессионного пакета любой версии. Я наматываю несколько метров толстой резинки - это дольше, зато выше степень сжатия.

Все источники питания кроме консервов архивируй последовательно в два-три-четыре пакета - иначе после грозы питание может надолго вырубиться.

На консервах всегда смотри номеp веpсии и дату. Стаpые веpсии не используй и не хpани - выбpасывай без сомнений, с ними жизни не будет.

Не устанавливай на привале локальных сеток. Сетевые устpойства могут вызвать конфликты с Рыбнадзоpом, а это лечится потом долго. Лучше ставь локальную удочку на беpегу, но только не из поpтов. В поpтах большой тpаффик, погонят.

Следи, чтобы у палатки всегда была хоpошая пpошивка. Особенно если там установлен какой-нибудь эмулятоp виндоус - потенциальная дыpа в безопасности.

Полог никогда не оставляй pазмонтиpованным на ночь. Иначе налетит туча мелких хакеpов и до утpа будет тыкаться, как бы чего у тебя выкачать.

Если есть возможность - поставь себе антивиpус пpотив энцефалитного бага и столбняка. Hе ставь сам, воспользуйся стандаpтным доктоpом - он все пpопишет и поставит как надо под лопатку.

Собиpая pюкзак, не пользуйся комплектами, котоpые много весят - ищи более легкие и компактные аналоги. Иначе будет пpоблема с местом.

Помни: от частых пеpезагpузок позвоночника может полететь диск! Восстановить диск - большая пpоблема.

Беpежно хpани ключи и документацию на себя: в геpметичном пакетике в каpмане pюкзака или в ксивнике на шее. Потеpяешь - не восстановишь.

Почаще меняй софт на свежий или стирай. Суши над файpволом, но не близко.

Заходи в сарай аккуратно - могут быть серьезные грабли.

@темы: смешное

14:45 

Архетипы от Мечтателя: послесловие и матчасть

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Оригинал взят у [info]dreamer_m
в Послесловие: архетипы и игры

Пока дети играют в социальные ролевые игры - сперва в наивном убеждении, что ничего такого от игр не будет, а потом, в подростковом возрасте, сразу на деньги, куски мяса и дальние перспективы – взрослые тоже могут в любой момент пойти и поиграть. Но с нюансами.

читать дальше


Постпослесловие: архетипы, встроенные в жизнь

Последняя, оставшаяся не освещённой подтема: как же могут выглядеть архетипные сюжеты и способы поведения, когда они не проживаются в первый (или в сто первый бёрновский) раз, а вложены во что-то большее.

читать дальше


Матчасть
(список литературы выложен параллельно в обоих журналах с проектом, это не глюк, это так и надо)

Литература, которая пригодится смелым и неленивым для понимания вопросов, затронутых в этом цикле.

читать дальше

@темы: сказки, типологии

14:19 

Архетипы от Мечтателя: Правитель, Мудрец, Маг

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Оригинал взят у [info]dreamer_m
в Архетип «Правитель»: заколдованный трон или никакого трона

Если начать с правителей имитационных, то их среди культурных образцов обнаружится примерно так вагон. Их ряды радостно пополняют заполучившие дворцы Свои Парни и Романтики; добывшие власть подвигами Герои, устроившие революцию Изгои (особенно имитационные). Имитационный правитель, вцепившийся обоими руками в трон и заинтересованный изображать теперь царя как можно дольше - прекрасный второстепенный персонаж для множества сюжетов. Кто ещё будет давать Простодушному самоубийственные квесты? Кто выгонит царевну в лес за то, что она «всех милее»? У кого как законного владельца Искатель будет воровать жар-птиц и прочие красивости? Чей заколдованный трон займёт Герой, чтобы в свою очередь превратиться в монстра? читать дальше


Архетип "Мудрец": сны и молчание

Аппетитная роль Мудреца имитационного довольно заполенена сказочными персонажами. Второстепенными. Нужно же Ходже Насреддину над кем-то прикалываться в учёном диспуте; нужна же каждому Винни-Пуху Сова, а каждому царю - по советнику для изобретения способов убийства очередного Федота. А вот своей сказки у этих персонажей как-то не бывает, поскольку вся их активность - это, в сущности вопрос того, удалось ли сойти за умного на этот раз, или опять поймали.

читать дальше


Архетип «Маг»: шапка-невидимка и миелофон

Вот уж кого можно в изобилии встретить в волшебных сказках - преимущественно, в роли волшебного помощника. Джинны и щуки, бесконечные чудесные жёны, за ночь создающие ковёр или достающие златорогих оленей; бегающие в шапках-невидимках спутники героя, подслушивающие троллей и коварных принцесс; обладатели миелофонов и источников неиссякаемого золота; сидящие в лесных избушках раздатчицы волшебных клубков и секретной информации про кащеевы иголки - все они витально необходимы для того, чтобы представители младших архетипов вообще смогли в своей сказке хоть что-то. В фольклорной сказке фокус внимания на волшебном помощнике быть не может, а вот в авторской мы уже можем видеть Бильбо, путешествующего в качестве палочки-выручалочки при героях, или девочку Алису, которая всегда умеет вовремя незаметно сбежать от пиратов и привести помощь к взрослым.

читать дальше

@темы: сказки, типологии

14:06 

Архетипы от Мечтателя: Искатель, Аутло, Шут

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Оригинал взят у [info]dreamer_m
в Архетип «Искатель»: яблоки молодильные и познавательные

Прежде чем рассказывать, как выглядит в сказке сюжет Искателя, мне понадобятся маленькое примечание. Дело в том, что человеческий бытовой ум очень плохо различает «нельзя» и «невозможно». Сама идея называть законы человеческие и законы природы одним словом при внимательном рассмотрении забавна, но практически неизбежна для существа, у которого в голове штатно слипаются в одну котлету «мама запрещает», «соседи не одобрят», «царь голову снимет», «деревянный робот не может нырять» и «яблоки вверх сами не падают» - и создают неприятное такое напряжение, избавление от которого, хотя бы частичное и временное, ощущается как очень… своеобразная и уникальная экспа. Относительно собственных ТТХ, прав, границ и физических возможностей эта путаница между дискомфортными «не разрешают» и такими же дискомфортными «не работает» особенно заметна. И по историям про Искателя она видна вся.

читать дальше


Архетип «Аутло»: решение проблем или их создание

Это первый из архетипов, который вы в сказках чаще встретите не в человечьем облике, а либо откровенным монстром, либо переодетым. Либо крадущимся во тьме ночной, потому что если их заметят и узнают - то Своему Парню они станут источником ресурса либо страшной бякой, поводом позвать волшебных помощников-спасателей, Герою – макиварой для подвигов… и так далее. Робин Гуд не может явиться на турнир под своим именем; когда Ричард и Айвенго скрываются, притворяясь кто паломником, кто безымянным Чёрным Рыцарем – они оказываются с Робином в одной категории. Чем старше и волшебнее сказка, тем вероятнее, что Аутло в момент начала её будет жить в лесу; в поздних сказках он обретается скорее на дне общества или в неопределённых, периферийных его слоях.

читать дальше


Архетип «Шут»: губитель царей

Если начать с Шутов имитирующих, то первым делом обнаруживается, что у них своей сказки, своего нарратива, толком и нет. Лозунги - есть, лирика о том, как хорошо, когда всё весело и несерьёзно - есть, а вот сказку про этот вечный праздник веселья и даже просто сюжетные действия для таких персонажей придумать оказывается не из чего. Действия Шута имитационного закончить результатом невозможно, только обрезать ножницами: у него нет задачи, окромя нахождения во вздрыжнуто-весёлом процессе. Забавным имиджем Шута можно заработать деньги и собрать внимание, но и всё. Так работают многие актёры, аниматоры, тамады, массовики-затейники. Для непосредственного решения каких-либо жизненных задач эти методы не применимы. Как только автор озадачивается созданием истории и поиском мотива для такого поведения, шутки незамедлительно кончаются, а появляются книги вроде «Меча без рукояти» - где смех является способом прожить очень-очень плохую ситуацию, с которой ничего толком и не поделать. Прожить и не развалиться. «Смеются, когда больно, чтобы не было больно». Смех как психологическая защита не помогает *решить* проблему: он позволяет проживать беспомощность, не рассыпаясь в труху. Самые буйные и весёлые пиры всегда случаются во время чумы.

читать дальше

@темы: сказки, типологии

14:02 

Архетипы от Мечтателя: Герой, Романтик, Творец

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Оригинал взят у [info]dreamer_m
в Архетип «Герой»: вечный воитель с бензопилой

Оглядывается по сторонам, пытается выкопать сюжет собственно волшебной сказки из-под слоёв героического эпоса, поздних приключенческих романов, гор «конины» и классической фэнтези, боевиков и аниме. В общем, подозреваю, вы довольно хорошо представляете себе, как Герой выглядит в сказке. У этого архетипа очень хороший пиар.

Если продраться сквозь детали к сути сюжета, то начинаться он может одним из трёх следующих способов. Первый: Герой от кого-то слышит, что «объявлен конкурс» за руку царевны (более редкий, скорее современный вариант - объявлено о существовании сокровища, которое труднодоступно лежит). В этом случае герой отправится выигрывать состязание. Второй: Герой от кого-то слышит о непобедимом, лучше чудовищном и очень опасном противнике - в этом случае он отправляется его побеждать. Если перед носом монстра привязана к скале какая-нибудь принцесса – тем лучше. Третий: герою сожгли дом, убили близких или хотя бы наступили на ногу. В этом случае герой отправится карать злодеев и вершить справедливость. Завсегдатаи конкурсов, спортсмены по жизни и достигаторы во всех смыслах, долгосрочные обитатели самых конкурентных социальных ниш - цели для своего геройствования они обычно берут в буквальном смысле из слов окружающих, не только не видя в этом ничего странного, но и вообще ни капли не сомневаясь в самостоятельности своих решений и важности своих свежеобнаруженных задач. За одним существенным исключением: Герой, которому уже наступили на ценное раньше, чем он успел наступить другим, защищаться будет, причём сам. Защита у него бывает только активная и гиперактивная.

читать дальше


Архетип «Романтик»: в обнимку с монстром

Сказка про Романтика может включать, а может и вовсе не включать предысторию. Если она есть, то в такой предыстории он будет просить у окружающих странного (аленького цветочка) или дефилировать, весь такой необычный, в кругу воздыхателей и всякого обслуживающего персонала.
Предыстория может быть пропущена. Тогда он попадает в сказку в тот самый ужасный момент своей жизни, когда перед ним предстаёт лягушка со стрелой в зубах, или когда дикая свинья кричит «не стреляй, я твоя суженая», или человек-жеребёнок посылает родителям Романтика предложение, от которого в сказках не отказываются. В общем, сказка начинается ровно в тот момент, когда Прикосновение к желаемому, готовность избранного объекта стать субъектом и начать коммуникацию, немедленно разрушает очарование…. И рядом с романтиком оказывается партнёр, с шансами - прямо так сразу супруг, на поверку оказывающийся зверем или чудовищем, или же неведомое чудо, являющееся только в темноте. В этот момент романтик может сразу и с воплем «Яженилсяненаэтом!» или «Кактымогтакоепредложить!» быстро-быстро отказаться от квеста и вернуться к прекрасной жизни в вечном предисловии из куртуазного романа.

читать дальше


Архетип «Творец»: самодельные крылья

Творец в сказке, в отличие от творца на улице, никогда не обозначен как «этот фрик». В своей чаще обозначен по своему занятию - кузнец Вёлунд, художник/инженер Дедал, хирург профессор Преображенский, или вот ещё просто мастерами с маленькой или с большой буквы их называют. А если они в сказках второстепенные персонажи, то нередко это или безымянные Трактирщики и Хозяйки, или кузнецы, перековывающие волкам горлышки; иногда они, вы не поверите, в сказках являются домашними животными, предметами или растениями, вроде той самой бурёнушки из Крошечки-Хаврошечки, или яблоньки с печкой из истории о Гусях-лебедях.

читать дальше

@темы: сказки, типологии

13:57 

Архетипы от Мечтателя: Свой Парень, Заботливый, Простодушный

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Оригинал взят у [info]dreamer_m
в Архетип «Свой Парень»: башмачки и волшебные слова

Свой Парень знакомую нам позднюю европейскую/русскую сказку обычно начинает в крайней бедности, без определённого рода занятий и особых навыков, нередко голодным и в последней рубашке. Если он бездомен и сиротинушка - это прекрасно, но не столь обязательно. Именно в этом состоянии он выходит на дорогу/в поле/ко входу в горную пещеру/к королевскому дворцу, где вот-вот будет бал, и там обнаруживает то, к чему может применить свой основной волшебный метод. «То» - это чаще всего зверь или человек. Волшебный метод же состоит в том, чтобы предъявить, что я свой-хороший (свой или хороший – не принципиально, каждая сказка акцентирует свою половину этой котлеты). Конкретика предъявы может отличаться, а приём может использоваться несколько раз за сказку. читать дальше


Архетип «Заботливый»: кнопка отмены несчастий

Сказка знает два основных способа занять своего Заботливого персонажа квестами.

Первый состоит в том, что у Заботливого в начале истории пропадает ценный близкий или даже все сразу. Его забрала Баба-Яга или Хозяйка Медной Горы. Его тролли утащили после того, как главная героиня провалила романтический квест (и спрыгнула таким образом вперёд-вниз, в Заботливые). Их всех увёл в полон турецкий король Бахмет. Вот при таком стартовом раскладе Заботливый и производит своё главное действие: идёт в дальнее путешествие, возвращать близких. Где-то там, куда они пропали, наверняка есть кнопка отмены неприятностей, и когда он её нажмёт - всё станет обратно как было.

читать дальше


Архетип Простодушный: одобрение или смерть

Чаще всего сказки прямо показывают Простодушного нелюбимым сиротой, выпихнутым из дома мачехой (близких или их признания больше нет - прощай, Заботливый!) - но на самом деле эти кадры не обязательны. А обязательно то, что, даже в отсутствие предыстории вообще, в самом начале своей истории он оказывается работником, реже учеником-работником, у могущественного и нередко странного существа.

читать дальше

@темы: типологии, сказки

13:44 

Архетипы от Мечтателя, вступление

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Оригинал взят у [info]dreamer_m
в Архетип в сказочном сюжете

Начну с определения, потому что слово «сказка» обросло коннотациями всяко не меньше, чем слова «архетип» или «имидж».

Сказкой в этой серии постов я буду называть любое художественное произведение, содержащее в себе чётко выраженный сюжет , а также понятные читателю указания на то, что участники сюжета, его предметы и/или места действия не относятся к обыденности этого читателя (а относятся к специальному «сказочному пространству»).

Такое определение отличает сказку от, например, того вида мифа, который является «объяснялкой» для реалий, вполне знакомых читателям, а также от басни/дидактического текста, который имеет подчёркнутую «мораль», приоритетную по отношению к сюжетному содержанию. Оно также исключает из рассмотрения реалистическую художественную прозу - по крайней мере, до того момента, когда она устаревает становится произведением о странном мире предков, незнакомом его потомкам, после чего такое произведение уже может работать для них «сказкой». Определение исключает также все тексты, не образующие связной сюжетной последовательности – обычное дело для лирики или постмодерна, а также для описательных фольклорных текстов, вроде баек о стране Кокань. Зато включает на общих основаниях, например, спектакли и балеты, многие художественные фильмы и мультфильмы. Изрядная часть «героического» эпоса тоже оказывается коллекцией сказок, пусть и не волшебных. Мало того, художественные (псевдо)исторические книги и фильмы тоже уверенно распознаются современным человеком как сказка.

Устранённость из обыденности делает сказку подчёркнуто неприменимой для целей хозяйственно-технического описания мира. читать дальше


Чем заняться в сказке

На первый взгляд, узнавать архетипы в сказках проще всего по характерным для них действиям, кочующим из произведения в произведение. Вот добрая фея/маг/джинн, они чудесным образом выполняют желания главгероя. Вот злая мачеха, она сплавляет главную героиню в какое-нибудь место поопаснее, с бабами-ягами. Вот конёк-горбунок/серый волк, он носит главного героя и даёт ему советы, как подвиги совершать.

Но лишь второстепенный персонаж может позволить себе ограничиться сугубо «ролевыми действиями» - только давать умные советы, или только создавать для главгероя артефакты, или только стоять всю сказку на балконе и ждать, когда главгерой добежит, чтоб жениться. Стоит персонажу стать главным или хотя бы достаточно заметным, чтобы его действий в сказке была целая сюжетная последовательность, так сразу в тексте (на сцене, в фильме), в дополнение к описанию его действий, появляется ещё вот какая важная информация:

читать дальше


Архетипы, времена и нравы

Если бы структура сказки зависела только от территории и этнической принадлежности сказконосных голов, о чём говорилось в конце предыдущего поста, это было бы ещё полбеды. Но сказки же ещё и со временем меняются. Этот факт может быть неприятным открытием для тех, кто надеется видеть в сказке прямо так сразу мудрость тысячелетий, в неизменном виде волшебным образом дошедшую. К сожалению, как только мы получаем возможность посравнивать одни и те же сказки, записанные в разное время, мы довольно быстро видим, что «всё не так было» и что текст меняется раз в сто лет минимум, если не чаще. Хотя, казалось бы, сказка ну почти та же самая.

читать дальше

@темы: типологии, сказки

13:22 

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
13:08 

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
21.03.2017 в 19:37
Пишет o-kioku:

10.
Давайте теперь о фазах сна.

На то, что во сне чередуются периоды глубокого сна и сна, сопровождающегося движением глазных яблок под веками внимание обратили относительно недавно. Те периоды, когда отмечаются эти движения, были названы REM-фазой (от rapid eye movements).
Чуть позже было выявлено, что у фазы медленного сна есть собственные "подфазы".


1-я - стадия дремоты, она длится 10-15 минут.
Это переходное от бодрствования ко сну состояние, в котором мы особенно активно переживаем проблемы и волнения дня. Если отвалились спать в состоянии "только что из боя", после насыщенного разговора, отягощённый какими-то насущными думами - вы будете долго и мучительно продираться через эту фазу.
Мозг будет пытается найти решение тех проблем и задач, которые решал перед отходом ко сну. Причём мозгу совершенно без разницы настоящие это проблемы или виртуальные, он с одинаковым энтузиазмом будет считать семейный бюджет и складывать тетрис.
Иногда процесс решения проблемы может быть облечён в какие-то образы этого полусна. Иногда люди подскакивают, едва задремав с воплем "Эврика!". И тут я подумала, что Архимед, возможно прикорнул в своей ванне...
Тело в этот момент готовится ко сну, замедляя пульс и дыхание. Бывало с вами, что вы почти заснули, но тут вас накрывает чувство - будто вы споткнулись, и вы вздрагиваете и просыпаетесь? Считается, что это следствие падения уровня кислорода в крови. Когда тело и мозг впадают в спячку недостаточно синхронно, мозг, чувствуя гипоксию, впадает в панику и выдаёт сигнал надпочечникам, что мы, дескать помираем. Надпочечники выдают дозу адреналина и вас подкидывает. Но потом всё устаканивается.

Во 2-й фазе уменьшается количество импульсов к мышцам, тело расслабляется, дыхание и пульс замедляются. Надо сказать, что визуально эти вещи практически незаметны. А разница между 3-ей и 4-й фазой вообще определяется только типом определённой группы волн на ЭЭГ.

3-я фаза - переходная. В ней развивается и к 4-й наступает наиболее глубокий сон. Работа мозга замедляется, считается, что в этот период мозг наиболее полноценно отдыхает и восстанавливается. Разбудить человека в этот момент сложно.

Постепенно процесс разворачивается в другую сторону и сон, миновав 4ю, 3ю и 2ю стадии, выходит в быструю фазу. Ту самую REM. Считается, что именно в этой фазе мы видим сны, но это не совсем так. В одном из экспериментов спящих будили до наступления REM, случайно выявив, что у кого-то из подопытных при пробуждении на излёте фазы медленного сна, было сновидение. И оказалось, что в глубоком сне мы тоже видим сны, просто качество этих снов разное. Сны глубокой фазы попроще, они монотонны, безсюжетны, порой это просто какая-то картина или предмет.
В фазе быстрого сна мозг включает зрительную кору и области памяти и отключает контроллеры движения. Всем, наверное, известно чувство, когда во сне надо куда-то бежать, а ноги чугунные? Это потому что определённая система блокирует передачу импульсов от двигательных зон во время сна, а то бы и правда вставали и бегали. Не просыпаясь. Но благодаря блокираторам крупные мышцы тела в фазе быстрого сна расслаблены. Однако частота сердечных сокращений и дыхания повышается.
Стимулируют кору в это время зоны ствола мозга из серии тех самых "крокодильих". У них основные проблемы связаны с вопросом выживания, причём уровня выживания в болоте. Однако, импульсация этих зон, приводит в возбуждение кору, а коре надо всё как-то логично объяснить. И она начинает бодро фантазировать. Похоже это на написание истории по Фоменко. Ствол мозга несёт свой тревожный бред, кора в попытке расшифровать этот бред впадает в галлюциноз - вот вам и сновидение. Профит этого процесса в том, что во время него происходит повторный анализ полученной прежде информации, переработка и ... обучение. Мы продолжаем учиться во сне. Мозг конструирует и прорабатывает ситуации. Причём не только мы, а вообще все млекопитающие. Котики на мышек охотятся например. Ну или на птичек - кто их знает, - сидят в засаде, прыгают, цапают, душат, тащат куда-то, иногда ещё и жрут судя по тому, как потом вылизываются. У людей к двигательной активности и охоте нередко присовокупляются эмоциональные переживания.
Несмотря на то, что по ЭЭГ-характеристикам фаза быстрого сна ближе к бодрствованию, чем к глубокому медленному сну, разбудить человека в начале фазы быстрого сна труднее, чем во время медленной. Но встаётся лучше, если вы проморгались на излёте фазы быстрого сна, из глубин медленного человек встаёт обычно как вампир из гроба в полдень - примерно так же бодро, и с такой же охотой.
С возрастом быстрого сна становится всё меньше. У взрослых он занимает около 20-25% времени сна, у младенцев - вдвое больше.

Цикл медленный сон/быстрый сон занимает около полутора часов.
За ночь этот цикл повторяется 4-5 раз.
Циклы разные: в первом преобладает фаза медленного сна, быстрый очень короткий. По мере приближения утра длительность медленного сна уменьшается, быстрого - увеличивается. Во второй половине ночи на пиках быстрого сна могут появляться кратковременные пробуждения, те самые, о которых мы и не помним обычно. Последний цикл (особенно если он пятый или шестой) может вообще не иметь медленной фазы, состоять из одной быстрой. Знаете эти воскресные сны, когда продрал глаза, полежал, отрубился и... посмотрел какую-нибудь космооперу, да такую, что ух, завидуй Лукас. Вот это оно.
Кстати, удлинение сна положительно действует на состояние двигательной сферы и координации. Этим пользуются в спорте - перед ответственными соревнованиями спортсменов загоняют спать на 10-11 часов, что повышает статистически достоверно результат в таких видах спорта, как стрельба, всякие игры с мечом (особенно баскетбол) и шайбой, да и в художественной и спортивной гимнастике этим пользуются.

Для нас, как уже говорилось, имеет значение в какой фазе мы проснулись. Большинство гаджетных примочек для побудок регистрируют движения койки и подгоняют будильник под момент наибольших шевелений. Но из быстого сна просыпаться тоже не очень комфортно. Лучшие моменты это всё-таки конец фазы быстрого сна или начало/конец второй фазы медленного. Если вы встаёте не по будильнику, не по ребёнку и не по коту вы и так просыпаетесь обычно в одной из этих фаз. Но если надо встать по будильнику, то есть сейчас всякие программы типа слип-бота, которые реагируют на ваши движения и шорохи и стараются вас поднять в наименее болезненный момент в заданном интервале. Мой, например сейчас стоит на 6.00-6.30.

Практически имеет смысл знать, что цикл длится около полутора часов. У 95% людей эти циклы 1ч30мин 1ч 40 мин. Через шесть часов от впадения в спячку вам будет проще встать, чем через шесть с половиной - в этот момент скорее всего у вас будет коматоз медленного сна. Правда, тут надо прибавить четверть часа на дремотную составляющую.

Ближайшая задача - если вы вставали несколько раз по будильнику, честно отоспав свои 8 часов, но всё равно чувствовали себя разбитыми и долго раскачивались, попробуйте немного сдвинуть время подъёма, исходя из полуторачасовых циклов плюс люфт на засыпание.

Удачи!

URL записи

@темы: ресурс, полезное

13:01 

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
13:00 

История из книги Daily Rituals: Anthony Trollope

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Оригинал взят у [info]rikki_t_tavi
в История из книги Daily Rituals: Anthony Trollope

Удивительнее всего, наверное, в книге Daily Rituals: How Artists Work история Энтони Троллопа, романиста викторианского времени. Он был чрезвычайно продуктивен, написал за жизнь 47 романов и 16 других книг - рассказов и отчетов о путешествиях. При этом 33 года он проработал почтовым служащим, был женат и имел детей.

Когда он написал в автобиографии о своем методе работы, критики были неприятно удивлены. А где же муза? Она не может приходить по расписанию! Между тем, все романы Троллопа были созданы благодаря его самодисциплине, а не ожиданию музы.

И во время работы на почте и после того, как он ушел с нее в 52 года, распорядок его был один и тот же. В 5:30 каждое утро он садился за письменный стол. Старый слуга его получал пять лишних фунтов в год за задачу будить Троллопа по утрам, что бы ни случилось. Каждый день Троллоп работал три часа. И как он сам пишет - любой занимающийся литературой человек согласится, что за три часа можно написать все, что нужно.

Перед ним почти все время лежали часы и задачей его было писать по 250 слов за каждые четверть часа. Это количество, как он высчитал, ему было вполне по силам. Сначала около получаса он перечитывал то, что было написано в предыдущий день, потом брал перо, придвигал часы и начинал писать. Заканчивал работу перед тем, как одеться и выйти к завтраку. Потом занимался службой и семьей. Такой режим позволял ему выпускать по три романа в трех томах в год.

Пример ему подала мать. Фрэнсис Троллоп сама была известной романисткой. Начала писать она в возрасте 53 лет, от вынужденности - чтобы прокормить своих шестерых детей и бестолкового мужа. Идея оказалась удачной, миссис Троллоп стала вполне знаменитой уже после первой книги - довольно сатирическом рассказе о привычках и особенностях американцев. Чтобы втиснуть писательство в свою полную хлопот жизнь, она садилась за стол в четыре утра и вставала, когда нужно было семью кормить завтраком.

У Троллопа был работающий пример перед глазами, и он его использовал вполне успешно. Критики страдали - не ждет музу, имеет норму выработки в час(!), да еще честно признается, что пишет для денег, а не просто по зову вдохновения. Более того, если Троллоп заканчивал один роман, а три часа еще не истекли, он пододвигал чистый лист бумаги и немедленно начинал новый.

По-моему, прекрасно:) А в течение дня он работал, общался, много ездил по разным местам. Это он придумал красный почтовый ящик колонной в Англии. А еще в поисках интересных историй и поворотов он иногда нырял в ящик потерянных писем. Это специальное место, где хранятся письма с неверными или отсутствующими адресами, которые невозможно ни доставить, ни вернуть. Для них сделано исключение на почте - их разрешено открывать и читать в поисках хоть каких-то сведений о том, кому они могли быть адресованы. А Троллоп использовал их как случайные истории из жизни:)

_____
Из книги Daily Rituals: How Artists Work


В русском варианте называется "Режим гения", что эффектно, но не совсем точно. Большинство людей там не гении, а просто известные писатели, художники и мыслители. Гениев-то у нас раз-два и обчелся, а хороших писателей много.

@темы: работа с текстом, люди

12:58 

История культового карандаша Blackwing 602

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Оригинал взят у [info]rikki_t_tavi
в История культового карандаша Blackwing 602

Все хотела рассказать про свои любимые карандаши Palomino Blackwing и отличную точилку для художников. Но сначала нужно немного истории.

Palomino Blackwing это реинкарнация культовых карандашей Blackwing 602. Фирма Eberhard Faber выпускала эти карандаши с тридцатых годов прошлого века. Эберхард Фабер это совсем не то, что известная фирма Фабер-Кастелл, но они родственно связаны.

Семейство Фаберов в Германии выпускает карандаши с 1761 года, когда кабинетных дел мастер Фабер решил делать не только мебель, но еще и карандаши - чего дереву пропадать. Дело пошло так хорошо, что он бросил мебель и целиком переключился на изготовление карандашей. В девятнадцатом веке четвертый по счету карандашный Фабер отправил своих сыновей Лотара и Иоганна на лучшие фабрики Европы, чтобы быть на самом переднем краю технологии. Лотар, вернувшись в Нюрнберг, модернизировал производство, придумал множество новинок, купил месторождение графита в Сибири и вырвался в лидеры в карандашном деле. А Иоганн добрался до Америки, открыл там писчебумажный магазин, наладил поставку кедра для рубашек карандашей брату, а потом и сам стал производить карандаши на месте. Связь между производствами прервалась и американская фирма стала называться Эберхард Фабер ( первое имя "Джон" Иоганн Фабер бросил).

Вот так в 1837 году выглядела немецкая фабрика - чисто, светло. Фаберы были передовыми фабрикантами. Мужчины за столами вклеиваю грифели в половинки рубашек, а большие доски - это, видимо, склеенные половинки карандаша под прессом.

Картинка с сайта Фабер-Кастелл.

Немецкая фирма процветала, Фаберы получили дворянство за свое богатство и предпримчивость, и в конце девятнадцатого века очередная наследница Оттилия Фабер вышла замуж за настоящего принца - из одной из немецких княжеских фамилий. Предприимчивый Лотар был ее дедом. Но так случилось, что сын Лотара был человеком художественным и не очень деловым, умер рано, в 42 года, оба сына его умерли в раннем детстве и остались только девочки. После смерти Лотара его вдова управляла производством. А тут в Оттилию влюбился принц Кастелл. Брак их должен был быть морганатическим, и на него нужно было получать специальное разрешение. Но после такого брака никто в семье не имел права быть предпринимателями. А Оттилия - единственная наследница прекрасной фирмы. Тогда принц Александр решил отказаться от своего титула, права наследования и статуса, стал взамен просто графом, с большим удовольствием занялся свечным заводиком карандашным производством и после смерти тещи возглавил фирму. По завещанию Лотара фамилия не должна была уходить из фирмы, поэтому Оттилия свою не потеряла, а супруги получили разрешение взять двойную фамилию Фабер-Кастелл.

( Через 18 лет они развелись, потому что война и графа вечно нет дома, Оттилия вышла замуж за другого, тоже знатного человека. А Александр женился-таки на особе королевской крови и вернул себе титул - который получила и вторая жена и их дети. Единственный сын его от Оттилии остался графом - что тоже неплохо - и унаследовал карандашное дело. Сейчас фирмой заправляет представитель восьмого поколения Фаберов, Антон-Вольфганг граф фон Фабер-Кастелл.)

А американская фирма Эберхард Фабер тоже процветала. Она стала самой крупной фирмой, выпускающей письменные принадлежности в США. И вот там-то уже Эберхард-младший (кажется, номер третий) в тридцатых годах прошлого века придумал новую формулу для грифеля. Грифели простых карандашей в основном состоят из графита и глины. Чем больше глины, тем после обжига тверже грифель, но бледнее линия. Соответственно, если увеличивается количество графита, карандаш рисует темнее и мягче, но грифель легче ломается и быстрее истирается и тупится. Фабер поколдовал над формулой с разными добавками, включая воск, и получил грифель, который рисовал очень черным, скользил исключительно мягко, но при этом был прочным и долго сохранял заточенный острый кончик. Карандаш назвали Blackwing 602 и стали позиционировать как карандаш для писателей. Кроме названия и фирмы на карандаше было вытеснен фольгой девиз: в два раза меньше усилий. в два раза быстрее пишет. Отдельной примечательностью карандаша была стирательная резинка на конце - не круглая, а плоская, как кисть. Карандаш заканчивался специальной металлической феррулой, как у кисточек, она шла кругло по карандашу, а на другом конце была плоской, в нее при помощи специального зажима вставлялась стиралка лопаточкой. По мере истирания, ее можно было выдвигать.

Карандаш этот стал культовым у людей искусства. Его предпочитал всем другим Стейнбек, его очень любил Набоков, им рисовали мультипликаторы Диснея. Композиторы и редакторы тоже были среди его любителей - все, кому приходилось подолгу и помногу рисовать или писать. Из-за своей конструкции и специального грифеля он был довольно дорогим, но удобство того стоило. В докомпьютерную эпоху люди много писали и чертили вручную и удобство этого действия имело огромное значение.

64 года этот карандаш неизменно пользовался успехом. И тут в девяностые немецкий магнат Фабер-Кастелл выдвинулся на американский рынок и в один из шагов на этом пути купил фирму Эберхард Фабер.( Надо сказать, что были и еще карандашные фирмы разных потомков Фаберов). Потом перепродал Санфорду, кажется. Но дело в том, что хвостовые части Блэквингов производились на фабрике вручную, на каком-то одиночном станочке. И вот этот станок к моменту продажи был сломан. А новые хозяева решили его не ремонтировать - посчитали, что Блэквинги обходятся дорого, покупают их не так много, и решили прекратить их производство. Еще четыре года после этого у них был запас металлических деталей и они делали карандаши из этого запаса, а потом все кончилось. Фантаты блэквингов впали в тоску и печаль, но поделать против фабрикантов ничего нельзя.

Кто был ближе к фирме и узнал об этом заранее, скупали карандаши ящиками, в запас. Интересно, что скупали в то время для использования, не для коллекционирования. Но сейчас это уже вопрос коллекционеров, купившие ими не рисуют и не пишут, на ибее некоторые наборы в дюжину штук продаются под тысячу долларов. Про карандаш этот пишут статьи, посвящают главы в книгах про карандаши, есть даже сайт, полностью посвященный только этому карандашу. Многие клянутся, что это лучший карандаш в мире и ничто не сравнится с ним по плавности движения и легкости и отчетливости линий.

И вот не так давно калифорнийская фирма решила восстановить этот культовый карандаш. Про это я уже напишу завтра и сфотографирую свои.

А пока картинка из каталога 1951 года с тремя карандашами фирмы Эберхард Фабер:



Фотография из статьи про Blackwing 602 с сайта blackwingpages.com

*****
Продолжение рассказа. Пост про сами карандаши Blackwing.

@темы: искусство, история, предметы, технологии

12:57 

хозяйственные

Меняю картину мира на панораму Вселенной.
Оригинал взят у [info]mi3ch
в хозяйственные



Американские исследователи проанализировали деятельность европейских королев с 1480 по 1913 год. Выяснилось, что женщины у власти развязывали войны на 27% чаще, чем мужчины. Как правило, эти войны велись ради присоединения новых территорий.

@темы: история, гендер

Рассадник идей

главная